Недвижимость в Киеве и Украине - KANZAS.UA
arrow arrow arrow Промышленный ренессанс

Промышленный ренессанс

Тенденция роста спроса на производственные сооружения в Украине наметилась еще в начале века, когда объекты производственного назначения составляли около 72% вводимых в действие основных фондов.

Крупнейшие инвестиционные компании и фонды, а также известные консорциумы мира сегодня изучают реальные возможности создания своих производственных мощностей на украинской земле.

Прорыв при помощи властей

Нужно сказать, что украинские власти за последние два года сделали для такого прорыва немало. Во-первых, политические перемены в стране способствуют изменению восприятия Украины как закрытой авторитарной державы. Во-вторых, желание нашей страны стать неотъемлемой частью Европы и ликвидировать все недостатки законодательной базы также играет свою положительную роль в ускорении процессов инвестирования в промышленное строительство Украины. В-третьих, в нашей стране по-прежнему находится огромная дешевая рабочая сила, обладающая высокой квалификацией, включая строительные кадры. Ясно, что последний фактор играет большую роль для вложения капиталов со стороны западных компаний, ищущих новые прибыли.

Пика инвестиций в промышленное строительство, ожидаемого украинскими политиками еще в 2005 году, не произошло.

Тем не менее, бума зарубежных инвестиций в промышленное строительство в ближайшее время ожидать не следует, пока не установится соотношение сил между амбициозным политическим руководством и не менее амбициозной оппозицией, которые в последнее время поменялись местами. К тому же, должны сформироваться правила игры в вопросах приватизации и собственности, а также в таком болезненной вопросе, как земельный.

Однако имеются все предпосылки для резкого повышения спроса на производственные строения:

  1. Для производственных нужд могут быть использованы уже имеющиеся пустующие сооружения, которых в Украине немало. Однако и здесь, как отмечают специалисты, есть свои преимущества и недостатки. Так, положительным моментом является то, что старые производственные помещения зачастую находятся в удобных местах и имеют готовую инфраструктуру всех коммуникаций. Но с другой стороны, такие помещения, как правило, идут в комплекте с целым набором старых проблем, включая амбиции старых владельцев, которые зачастую стремятся не просто продать объект, а оставить за собой право участия в новом бизнесе, что делает предприятие менее выгодным для нового хозяина. К тому же, ремонтно-восстановительные работы могут оказаться весьма дорогостоящими, а социальная значимость специфики старого предприятия для конкретного города или региона может создать дополнительные проблемы для новых хозяев.
  2. Второй путь, в принципе, в чем-то схож с первым, однако отличается от него тем, что приобретенные старые производственные здания не переделываются и не ремонтируются, а на их месте строятся новые. При этом, что очень важно, сохраняется структура коммуникаций, однако демонтаж может оказаться более трудоемким и дорогостоящим, чем новое строительство.
  3. И еще одна возможность — это строительство новых промышленных зданий на новом месте. Здесь можно выиграть в качестве, времени и даже стоимости, поскольку новые скоростные строительные технологии зачастую позволяют обходиться без многих традиционных трудоемких и дорогостоящих строительных операций, таких как кирпичная кладка или бетонные работы на стройплощадке. Использование принципиально новых строительных материалов делает возможным производить целые комплексы зданий в заводских условиях и превращает строительно-монтажные работы на месте в монтажно-сборочные операции.

Новое более привлекательно

Но специалисты отмечают, что в этом случае участки под новое строительство могут оказаться не в самом удобном месте, а подведение автомобильных и железнодорожных путей, электрических и других коммуникаций потребует значительных затрат.

По мнению директора компании «Империя М» Павла Мельниченко, строительство новых сооружений производственного назначения, будь-то на месте старых объектов или на новом месте, выглядит особенно привлекательным. И в первую очередь, если речь идет о зарубежных инвестициях.

Об этом говорят и различные данные о подготовке и введении в строй зданий и объектов производственного назначения за последние годы. Примерно 50% — это новостройки, около 30% — реконструкция и 20% приходится на расширение. Опыт таких стран, как Польша, Венгрия, Чехия, Словакия показывает, что серьезные инвестиционные компании предпочитают возводить объекты с нуля.

Это в первую очередь актуально для Украины, где старый фонд производственной недвижимости в корне отличается от недвижимости развитых стран. Более того, нужно учитывать и тот факт, что большинство предприятий стран бывшего соцлагеря, а также Прибалтийских республик, которые находились в составе СССР, имели на своей территории промышленные предприятия полного цикла, которые были ориентированы на выпуск конечной продукции (радиоэлектроника, автомобильная промышленность, предприятия легкой промышленности и т. д.), а их «коллеги» из Украины больше специализировались на первичной переработке сырья и выпуске комплектующих.

Именно поэтому вряд ли можно рассчитывать на то, что вложение средств в приобретение и реконструкцию уже существующих производственных строений и сооружений в Украине приобретет такой массовый характер, как в тех же странах Восточной Европы.

Также в пользу нового строительства в нашей стране говорят многочисленные теоретические выкладки и практические примеры.

И не только в том случае, если речь идет о каких-либо крупных объектах (хотя справедливости ради нужно отметить, что сегодня в Украине с нуля строятся единичные заводы и крупные промышленные объекты, и то с привлечением иностранного капитала). Даже более мелкие по своим масштабам объекты сегодня в Украине преимущественно строятся заново после того, как бульдозер сравнял с землей все то, что называлось старым объектом.

Уже сегодня специалисты говорят о том, что может сложиться ситуация, когда при наличии инвестиций и заказчиков в нашей стране может остро не хватить исполнителей строительных работ. Ведь немало инженеров и рабочих рук сегодня трудится в РФ, Польше, Чехии и других странах, зарабатывая там себе на хлеб насущный.

Свиноводство — двигатель промстроительства

«Сегодня в Украине проектируется немало свиноводческих комплексов. У нас был случай, когда заказчик изъявил желание реконструировать 20 объектов свинокомплекса и 2 построить заново. После того, как мы разобрались, что к чему, пришли к выводу, что и для нас как проектировщика, и для нашего заказчика будет менее хлопотно разрушить все объекты и на их месте возвести абсолютно новые», — говорит Павел Мельниченко.

Хотя примеры реанимации старых производственных площадей даже на крупных предприятиях есть. Так, по словам архитектора, коммерческого директора фирмы «Арника-Центр» Леонида Маркоса, ему приходилось сталкиваться с тем, что выкупленные новым хозяином крупные предприятия машиностроительного комплекса переоборудовались под производства по выпуску консервированной продукции и косметических средств.

«Есть пример, известный многим киевлянам. Так, в переоборудованном здании, где ныне располагается большой офис компьютерной компании „Инком“, находился недострой, где были громадные высокие площадки, подготовленные для крупного производства. Проектировщики переоборудовали этот комплекс, сделав его многоэтажным», — рассказывает Маркос.

Основным сегментом в ближайшие годы будет оставаться сооружение объектов розничной и оптовой торговли (крупных торговых и складских центров).

Тем не менее, этот пример не является показательным, ибо производственная площадь была переоборудована под офисное помещение, а не под другое крупное производство. Если бы это помещение выкупили для установки каких-либо поточных линий, то оно наверняка было бы разобрано, и на новом месте осуществлялось бы совершенно новое строительство.

Офисы и эпохальные стройки

Таким образом, новое строительство вполне оправдывает себя. Ожидается, что основным сегментом в ближайшие годы будет оставаться сооружение объектов розничной и оптовой торговли (крупных торговых и складских центров). Уже сейчас виден бум на эти виды сооружений. В крупных городах страны (об этом «Бизнес Тема BUILD» писала в одном из своих номеров) остро не хватает складов современного уровня, где установлена современная техника и до мелочей продумана логистика.

То же самое относится и к крупным офисным центрам, количество которых только в столице нужно увеличивать как минимум в три раза.

В других крупных городах ситуация с офисными помещениями еще хуже. Поэтому в этом направлении для архитектурных бюро работы в ближайшие годы будет хватать.

Свою готовность инвестировать украинское промышленное строительство выразили более 200 американских компаний, среди которых такие всемирно известные инвесторы, как «Дженерал Электрик», «Райтеон», «Хант Ойл», «Хьюз Нетворк Системз», «Гаррис» и другие.

Если говорить о так называемых эпохальных промышленных стройках, то специалисты отмечают, что сегодня речь может идти, в первую очередь, о строительстве четвертого энергоблока Ровенской и второго энергоблока Хмельницкой атомных станций, Новоднестровской и Ташлыцкой ГЭС, автомобильной дороги Выступовичи-Овруч-Могилев-Подольский, окружных дорог вокруг Киева и Черновцов, новых станций метро в Харькове, автомобильного моста через Днепр в Запорожье и автомобильно-дорожного моста в Киеве, возведение в Луцке завода по производству бортовых электросетей для автомобилей «Даймлер-Крайслер» на 3000 рабочих мест и других объектов.

Спорткомлексы и супермаркеты от иностранцев

Несмотря на то, что в 2006 году, как уже писалось выше, иностранные инвестиции не пошли потоком в Украину, как это предрекали многие эксперты, сегодня немецкие, голландские, датские, норвежские и турецкие инвесторы готовы вложить деньги в строительство яхтцентров в Крыму, а в Днепропетровске активно строят не имеющий аналогов в Украине новый футбольный стадион.

Новый региональный спорткомплекс «Олимпийский» и международный аэропорт с участием иностранного капитала будут возводить в Донецке, где немецкая торговая группа «Тангельман» планирует построить также сеть супермаркетов «Оби» и продовольственных универсамов «Плюс-Европа».

Вблизи Тернополя начато строительство крупного комбикормового завода. Итальянская фирма «Гайя» изучает возможность строительства мощностей по переработке твердых отходов в городах Хмельницкий, Мариуполь и Червоноград.

Фирма «Пэлис Энджиниринг Сервис» из ЮАР инвестирует свыше $250 млн. в строительство парогазовой электростанции в Измаиле Одесской области.

Свою готовность инвестировать в украинское промышленное строительство выразили более 200 американских компаний, среди которых такие всемирно известные инвесторы, как «Дженерал Электрик», «Райтеон», «Хант Ойл», «Хьюз Нетворк Системз», «Гаррис» и другие.

Уже сегодня специалисты говорят о том, что может сложиться ситуация, когда при наличии инвестиций и заказчиков в нашей стране может остро не хватить исполнителей строительных работ. Ведь немало рабочих рук и инженеров сегодня трудится в РФ, Польше, Чехии и других странах, зарабатывая там себе на хлеб насущный.

Задача государства и частных структур сегодня состоит в том, чтобы создать все условия для их возвращения на родину, повысив оплату труда и улучшив его условия.

Для внешних и внутренних инвесторов в промышленное строительство нужно также создать все необходимые условия для работы, прежде всего, улучшив законодательство.


Комментариев: 0    Просмотров: 474

Оставить коментарий:

Ваше имя:
Комментарий:

kcaptcha обновить картинку


Код введен неверно

 
Повторите ввод комментария (нецензурная лексика запрещена).


Подписка на рассылку

Выберите рассылки:

Новости, статьи, обзоры
Объекты недвижимости

Введите корректный e-mail

Следите за нами

facebook twitter vkontakte google plus