Недвижимость в Киеве и Украине - KANZAS.UA
arrow arrow arrow Ушли в провинцию

Ушли в провинцию

В 2006 г. на рынке торговой недвижимости Киева откроется всего один торговый центр. Среди причин — отсутствие земельных участков, переоценка инвесторами финансовых возможностей, смена власти, внутренние и внешние конфликты с противниками строек. На фоне столицы регионы чувствуют себя комфортнее: в этом году несколько десятков свежих ТЦ откроют свои двери для посетителей.

В 2005 г. объемы столичного рынка профессиональных ТЦ практически не увеличились. Вместо запланированных семи торговых центров в Киеве появился только один — «Арена Сити» по ул. Бассейной, 1-3, общей площадью 16 тыс. кв. м. Правда, существующие ТЦ «Алладин» и «Караван» расширились на 4 тыс. и 10 тыс. кв. м соответственно. «Но большей частью эти площади были запланированы под зоны развлечений»,— утверждает предправления ЗАО «Квадрат-Украина» Александр Овчар. Вопреки прогнозам, в этом году в Киеве не откроются как минимум три крупных ТЦ, ранее заявленных к сдаче в эксплуатацию, — «Эспланада», «Троицкий» и «Лыбидь плаза». По оценке замдиректора Украинской торговой гильдии Виталия Бойко, в 2006 г. в столице появится лишь один новый ТЦ — «Дом техники».

Причин такого «затишья» эксперты называют три. Во-первых, многие инвесторы, решившие строить масштабные объекты (заявленные в 2005 г. проекты поражали своими размерами — от 20 тыс. кв. м), явно переоценили свои финансовые возможности. В итоге строительство перерастало в долгострой. По слухам, именно это послужило причиной продажи ТРЦ «Троицкий» на Спортивной площади, 1, бывшие инвесторы которого «сбыли» недостроенный объект компании «Нест-Ханнер». Кроме того, строительство ряда объектов тормозят скандалы между собственниками и внешние неприятности. Более года простаивал ТРЦ «Лыбидь плаза», пока в начале 2006 г. иностранные владельцы не продали свою часть местным компаниям. Шведский мебельный концерн IKEA уже год не может получить участок под строительство молла «Мега» (многофункциональный ТРЦ площадью от 100 тыс. кв. м) под Киевом. Причем компания упрямо хочет именно этот участок и никакой другой. Однако украинское правительство не спешит разрешать строительство на участке, где растет лес первой категории. Следующая причина, о которой хозяева сетей говорят только шепотом, — смена столичной власти, оказавшаяся неожиданной для большинства операторов. Скорее всего, даже те из них, кто уже готов был вложить деньги в строительство ТЦ в Киеве, займут выжидательную позицию. До тех пор, пока по первым действиям нового мэра не станет ясно, «куда дует ветер». В итоге в ближайшие год-два операторы, скорее всего, будут заниматься повышением эффективности существующих ТЦ. В основном за счет создания развлекательных секторов (сегодня 90% из запланированных к открытию ТЦ обязательно предусматривают размещение развлекательной зоны), т.е. катков, боулинг-клубов, фуд-кортов, кинотеатров, картинг-центров и т.д. Которые, кстати, увеличивают количество посетителей комплекса как минимум на 30%. К примеру, ТРЦ «Алладин» на Позняках построил стену для скалолазания. В ТРЦ «Терминал» в Броварах уже полгода работает картинг-центр. А столичный «Караван» в 2005 г. открыл крытый каток площадью 1,2 тыс. кв. м. Что, кстати, стоило владельцам гипермаркета EUR700 тыс. Но если учесть, что, по словам гендиректора «Каравана» Виталия Загребельного, в будние дни на нем катается около 1,5 тыс. человек, а в выходные — около 2,3 тыс., то при киевских ценах и полной загрузке такой каток может приносить от EUR100 тыс. до EUR300 тыс. ежемесячно.

В отличие от столицы бурно развиваются рынки торговой недвижимости регионов. В 2006 г. будут сданы в эксплуатацию несколько десятков новых региональных ТЦ. Плюс около 24 проектов ТЦ, по словам г-на Овчара, сейчас «находятся в стадии разработки». Причем, как утверждают в компании «Квадрат-Украина», индустрия ТЦ охватила не только города-миллионники, но и города с населением от 200 до 500 тыс. жителей.

По мнению специалистов, в роли инвесторов в регионах часто выступают владельцы локальных продовольственных сетей, которые рассматривают строительство комплексных ТЦ и ТРЦ как один из путей диверсификации и возможности получения новых площадей для основного бизнеса. Тем не менее в регионы стремятся и крупные торговые сети. Поскольку участок под строительство получить там легче, чем в Киеве, а конкуренция явно не так сильна. К примеру, уже в середине 2006 г. в Харькове откроется гипермаркет «Караван», а торговые центры «Мега», кроме Киева, появятся еще в трех городах в ближайшие два года. Кстати, среди всех крупных сетевиков наиболее полно охватывает Украину собственными центрами оптовой торговли немецкая Metro Cash&Carry. Сегодня компания присутствует в пяти областных центрах: Львове, Харькове, Донецке, Днепропетровске и Одессе. Правда, местные торговцы немцев не жалуют. Во всяком случае Metro было отказано в участке в Запорожье, не говоря уж о проблемах с открытием львовского центра. Кстати, эксперты ожидают, что смена власти в Киеве еще активней подтолкнет столичных сетевиков в регионы. При этом лидером рынка профессиональных торговых помещений в 2006 г. называют Днепропетровск, где к 2007 г. на 1000 жителей придется 278 кв. м торговых площадей. А в целом по Украине за два-три года прирост площадей в региональных торговых центрах составит не менее 770 тыс. кв. м.

www.eizvetia.com


Комментариев: 0    Просмотров: 376

Оставить коментарий:

Ваше имя:
Комментарий:

kcaptcha обновить картинку


Код введен неверно

 
Повторите ввод комментария (нецензурная лексика запрещена).


Подписка на рассылку

Выберите рассылки:

Новости, статьи, обзоры
Объекты недвижимости

Введите корректный e-mail

Следите за нами

facebook twitter vkontakte google plus