Недвижимость в Киеве и Украине - KANZAS.UA
arrow arrow arrow Порт и город: как найти баланс интересов

Порт и город: как найти баланс интересов

Порт и город: как найти баланс интересов

Очередным шагом портовой реформы может стать привлечение муниципальных властей к развитию морских портов. Частный бизнес предлагает заинтересовать местные власти финансово – перечислением части портовых сборов в городские бюджеты. Что думают по этому поводу в мэриях. 

Власть и субъекты портового сообщества сегодня рассматривают варианты приближения украинской отраслевой законодательной базык европейским аналогам – и, прежде всего, стимулирования участия местного самоуправления в развитии морских портов. Стимулирования самого эффективного – финансового.

Идея отнюдь не нова для крупнейших портов Европы. Связка порт-муниципалитет существует, во-первых, на уровне акционерного капитала – в том же Роттердаме, Гамбурге и ряде других крупных портовых городов муниципалитету принадлежат крупные пакеты акций компаний, осуществляющих стратегическое управление землями и активами порта. Во-вторых, предусмотрены и законодательныеобязательства, обязующие портовые администрации направлять часть средств, поступающих от портовых сборов, в муниципальныебюджеты. Такая схема работает в портах Прибалтики и именно ее предлагают взять за основу и в Украине: «По опыту Прибалтики, отчисления могут составить, к примеру, 10%. – предлагает Генеральный директор холдинга „Портинвест“ Александр Смирнов. С однойстороны, это станет мотивацией для городских властей участвовать в развитии портов. С другой стороны – усилит общественный контрольза работой АМПУ и целевым использованием портовых сборов для развития социальных объектов городской инфраструктуры».

Мэрии требуют взаимодействия Отношение представителей местных властей в портовых городах к этой идее – в целом положительное.А заинтересованы они в первую очередь не столько в участии мэрий в развитии портов, сколько наоборот – участии морских портовв развитии городской инфраструктуры. Впрочем, если эта идея заработает, то развитие станет взаимным – в этом и есть смысл идеи.

"Считаю, что участие морских портов в развитии городской инфраструктуры и отчисление части портовых сборов в муниципальныйбюджет в определенной мере смогли бы решить проблемы города, что позволило бы сделать его более комфортным для жизнии ведения бизнеса", – заявил Центру транспортных стратегий первый заместитель городского головы Николаева Юрий Андриенко. С нимсогласна и замначальника финансового управления горсовета Южного Алена Багрянцева: "Наша основная задача, как власти, – пополнение бюджета. Поэтому мы приветствуем такую идею и поддержим ее, если она будет предложена на законодательном уровне".В Одесской же мэрии дали понять, что ничего негативного об этой идее не скажут, но детализировать позицию не стали. Возможно –из-за того, что вопросы сотрудничества города и порта в Южной

Пальмире давно уже, в отличие от многих других портовых городов, имеют политическую окраску.

Полностью одобряют идею, выдвинутую на общественное обсуждение частными стивидорными компаниями Украины об отчислениичасти портовых сборов в бюджет города в Измаиле. Там предлагают эти деньги направлять на выполнение собственных полномочий городской громады. "По состоянию на 1 января 2014 года в бюджет Измаила от ГП „Измаильский морской торговый порт“ поступило14 млн грн, а от филиала ГП АМПУ – 1,2 млн грн. Удельный вес поступлений от портов по Измаилу составляет 16,4% общего объема собственных поступлений бюджета города",— сообщил в письме порталу ЦТС мер Измаила Абрамченко.

Вместе с тем, есть и противоположный взгляд на ситуацию – в Ильичевске, где финансовое будущее порта связывают толькос портовыми сборами, а не с появлением новых стивидорных проектов и развитием городской и припортовой инфраструктуры. Сегодня следует говорить о перераспределении средств между ГП и администрациями портов,- убеждает первый заместитель городского головы Ильичевска Сергей Быченко. «Ведь тот, к кому, собственно, судно и зашло, не получает ничего. Поэтому мы не будем настаиватьна реализации инициативы по направлению части портовых сборов в городские бюджеты. Мы заинтересованы не в том, чтобы еще больше „обдирать“ предприятия, а в том, чтобы порт успешно работал, а портовики получали хорошую зарплату, тогда и будетнаполняться наш бюджет», – говорит Сергей Быченко.

1,5 или 30 процентов? Сегодня порты формируют взнос в местные бюджеты преимущественно по двум каналам: подоходный налогс зарплаты портовиков и плата за землю от

предприятий в местный бюджет – таковы основные статьи отчислений, и это подтвердили практически во всех портовых городах. Другое дело – что объемы поступлений исчисляются по утвержденной формуле и разнятся в зависимости от масштаба, собственно, порта, а неот нужд местного бюджета. Поэтому в разных городах доля портового участия весьма отличается. К примеру, в Южном – это порядка41 млн грн в год, что, по словам замначальника финуправления Алены Багрянцевой, составляет около 30% городского бюджета.В Одессе же, по данным Департамента информации местного горсовета, налоги и сборы в местный бюджет от ГП «Одесский морской торговый порт» составили 34 млн грн в 2012 году и 25 млн грн в 2013 году – что является соответственно 1,5% и 1,1% в общем объеме поступлений по Одессе.

Что ж, 1,5% и 30% – разница чувствительная, и исправить такое "неравновесие" может реализация идеи о долевом участии портовв формировании местных бюджетов. Специалисты юридической фирмы «АНК» также считают эти меры целесообразными, но отмечаютнеобходимость изменения существующего законодательства. «Согласно Закону о морских портах Украины и Приказу Министерства инфраструктуры Украины „О портовых сборах“, основная их часть оплачивается в пользу АМПУ, кроме маячного сбора, который направляется в пользу Госгидрографии. В таких условиях местные бюджеты не получают никакой финансовой выгоды от судозаходовв порты – и не заинтересованы в успешном развитии портов, вследствие чего не участвуют в процессе сотрудничества, направленногона такое развитие», – отметил глава правления «АНК» Александр Кифак. Как один из вариантов — законодательство многих развитых европейских стран предусматривает частичное перечисление портовых сборов в местные бюджеты (например, в Латвии, Дании, такая практика применяется также в ряде портов Португалии и Германии) – и для Украины можно использовать этот опыт. 

Если немного детализировать этот опыт, то, к примеру, власти Латвии утвердили данную практику на законодательном уровне осенью2013 года. Согласно поправкам к Закону о портах, управления Рижского свободного пота, Вентспилского свободного порта и Лиепайскойспециальной экономической зоны обязаны перечислять в бюджет платежи за использование стратегической инфраструктуры. Сумма отчислений в госбюджет, как и выплаты в специальный бюджет самоуправлений, составляет 10% от тоннажного и канального сбора,а также сбора с малых судов и якорного сбора. "Порты приравниваются к государственным и муниципальным хозяйственных обществам, целью которых является эффективное управление активами и повышение отдачи, например, в виде дивидендов. Поэтому управления портов должны предоставить эту отдачу уже в бюджет 2014 года", – указывалось в комментариях латвийского министерства экономики.

Приживется ли прибалтийский опыт на украинских землях – вопрос к профильному комитету ВР по транспорту и связи, и, в конечномитоге, ко всему составу парламента. Но успех и эффективность сотрудничества портов и муниципалитетов в значительной мере будут зависеть от вовлечения двух сторон: в Роттердаме и Вентспилсе это давно усвоили и успешно используют – именно муниципалитеты здесь являются основными лоббистами развития порта, потому что понимают: выиграет предприятие, выиграет и город. Одессе, Ильичевску, Южному или Николаеву перспективы этой «командной игры» только предстоит оценить


Комментариев: 0    Просмотров: 596

Оставить коментарий:

Ваше имя:
Комментарий:

kcaptcha обновить картинку


Код введен неверно

 
Повторите ввод комментария (нецензурная лексика запрещена).


Подписка на рассылку

Выберите рассылки:

Новости, статьи, обзоры
Объекты недвижимости

Введите корректный e-mail

Следите за нами

facebook twitter vkontakte google plus