Недвижимость в Киеве и Украине - KANZAS.UA
arrow arrow arrow Сравнение жилищно-коммунального комплекса Украины и США: В США система запутаней, но результаты - несравненно лучше

Сравнение жилищно-коммунального комплекса Украины и США: В США система запутаней, но результаты - несравненно лучше




Помимо десятка несогласованных между собой законов только за последние несколько лет у нас появилась программа реформирования отрасли на период до 2011 года, пара десятков приказов Госкомитета Украины по вопросам ЖКХ, одобренная Президентом Концепция ценообразования в этой сфере, а теперь вот даже письмо, подписанное Антимонопольным комитетом (АМКУ) — в принципе, непрофильной организацией. Подход, что называется, концептуальный. Только вот малодейственный. Например, в США система управления жилищно-коммунальным комплексом, на наш взгляд, гораздо более запутанная. Тем не менее работает она бесшумно и бесперебойно, как отлаженный швейцарский механизм по сравнению с советским будильником. В этом автор смогла убедиться лично…

Тарифный план — «для своих»


В Украине расценки на жилищно-коммунальные услуги устанавливает местная власть, причем повышать их можно только после получения выводов Госценинспекции об экономической обоснованности включенных в тариф расходов. Вроде бы все логично: есть уполномоченные лица, а также есть регулятор, координирующий их работу. К примеру, по словам начальника Госценинспекции Натальи Немодрук, на сегодня не больше 3% местных администраций устанавливают тарифы, не руководствуясь рекомендациями регулятора. Однако не секрет, что порядок принятия решений об изменении тарифов и процедура их перерасчета остаются загадкой не только для населения, но и для руководящих органов городских и областных администраций. Так, замглавы АМКУ Светлана Мороз констатировала тот факт, что многие депутаты на местах даже не знают о том, каким образом и кто формирует ценовую политику жилищно-коммунального сектора.
Главное несоответствие в том, что цену на выходе (которую устанавливает местная власть) в конечном итоге все равно определяет государство, а точнее, НКРЭ, регулирующая естественные монополии. В итоге неразбериха с ценой на газ и электроэнергию на государственном уровне выливается в полнейшую дезорганизованность работы местных властей. Основные тарифы задаются наверху, а от городов будут требовать оптимизации работы, насчитывать пеню за несвоевременную оплату газа и энергии. В общем, опять сделают крайними мэров, — возмутился заместитель исполнительного директора Ассоциации городов Украины (АГУ) Виктор Антоненко.
И действительно, четкого единого порядка ценообразования на жилищно-коммунальные услуги в Украине не существует. Государство регулирует лишь максимальные пределы роста тарифов, принимая за основу метод экономической обоснованности расходов (то есть те цифры, которые предоставляют монополисты на местах). У потребителей же не остается никакой альтернативы, кроме как оплачивать счета — неважно, соответствуют ли они качеству предоставляемой услуги. Рынок ЖКХ, где цены формируются с учетом спроса и предложения, так и не стал реальностью. В то же время в Штатах, где установление ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг также находится в компетенции органов местного самоуправления, ситуация несколько иная.
В отличие от показателя себестоимости как определяющего фактора тарифного регулирования, в Америке тарифы на жилищно-коммунальные услуги регулируются рентабельностью капитала (rate of return regulation) и ограничением нормы прибыли. При таком подходе цена устанавливается на уровне, позволяющем предприятию покрывать свои операционные издержки и обеспечивать некоторую заданную доходность используемого капитала. Компаниям разрешается получать чистый доход только в определенных пределах, — рассказал менеджер по связям с общественностью коммунального предприятия San Diego Gas and Electric Джейси Томас. — Так, комиссия штата Калифорния четко следит за тем, чтобы мы делали деньги не на тарифах, а лишь посредством улучшения качества услуг, модернизации инфраструктуры и производства. В 90-х годах ХХ века коммунальным предприятиям было разрешено иметь собственные электростанции, поэтому мы приобрели одну и в ближайшее время планируем купить еще несколько. Таким образом мы снижаем себестоимость энергии для себя, при этом не повышая конечный тариф для потребителя.
Как сообщил Онел Сото, корреспондент отдела экономики старейшей ежедневной газеты Сан-Диего Union Tribune, власти штата устанавливают минимальную (а не максимальную) границу тарифов для коммунального предприятия, которому, в свою очередь, разрешается иметь не более 11% годового дохода. Если цены перестают покрывать издержки компании, то она имеет право обратиться в регулирующий орган для пересмотра тарифа. С одной стороны, такой подход гарантирует, что предприятие сможет покрыть свои издержки, однако есть и минус — отсутствуют стимулы для снижения тарифов для конечного потребителя. Так, в Калифорнии цены, к примеру, на электроэнергию для конечных потребителей вдвое превышают стоимость ее производства. А в счете за электроэнергию столько составляющих, что не каждый среднестатистический потребитель в них разберется.

Контроль качества

Здесь выплывает второй вопрос, который активно продвигали составители письма-обращения: необходимость сделать тарифы прозрачными. По мнению руководства АМКУ, принципы открытости и доступности жилищно-коммунальных тарифов для населения сегодня не выдерживаются, а практика проведения открытых слушаний при их пересмотре отсутствует. Ситуация сам себе хозяин приводит к тому, что администрации не несут ответственности даже перед Госценинспекцией (хватит и упомянутых госпожой Немодрук 3%), что — на минуточку — прописано в законе.
В США данный вопрос решается гораздо цивилизованнее — помимо постоянного контроля со стороны комиссии, которая есть в каждом штате, она требует, чтобы любое изменение тарифов в течение нескольких месяцев после его обнародования было обжаловано любой организацией, юридическим или физическим лицом, которое с ним не согласно. Эта норма (которая, к слову, есть и у нас, но носит рекомендательно-разрешительный характер) неукоснительно соблюдается посредством деятельности общественных организаций, защищающих интересы потребителей коммунальных услуг.
Одна из первых таких организаций — UCAN (Utility Consumers` Action Network) — была создана в Сан-Диего в 1983 году и продолжает активную работу сегодня. Наша организация не единственная, в других штатах есть еще несколько подобных, — сообщил исполнительный директор UCAN Майкл Шеймс. — Правда, раньше их было больше, однако регуляторная политика Буша сократила их количество. У нас есть единственное ограничение — принимать взносы не более $1500 от одного члена, так мы сохраняем независимость от монополистов и представляем весь народ. Если коммунальное предприятие захочет изменить тарифы — оно заинтересовано в том, чтобы согласовать эти изменения с нами, поскольку мы в любом случае оценим их адекватность, — в нашем распоряжении есть несколько частных экспертов, услугами которых мы пользуемся для исследования рынка ЖКХ и анализа справедливости тарифной политики. Если к нам не прислушиваются, у нас есть несколько вариантов влияния: во-первых, публичная гласность через СМИ, во-вторых, опора на законодательство штата, в-третьих, судебное разбирательство.
Майкл Шеймс привел несколько примеров удачного разрешения проблем, среди которых полюбовное соглашение с местным коммунальным предприятием. Задумав установить солнечные батареи по всей территории Сан-Диего для того, чтобы получить 26 МВт альтернативной энергии, коммунальщики планировали привлечь $250 млн. займа. Средства для его погашения, естественно, легли бы на плечи конечного потребителя. Мы подсчитали, что того же результата можно добиться с помощью модернизации уже существующих линий, что будет дешевле в 10 раз и не ударит по потребителю повышением конечного тарифа. Если Sempra Energy не прислушается к нашему мнению, мы будем обращаться в суд, — подытожил исполнительный директор UCAN.


Утром — деньги, вечером — трубы


Возвращаясь к эпистолярному творчеству МинЖКХ и АМКУ, хочется отметить существенный нюанс: пока руководители государственных ведомств рассуждали о необходимости прозрачного тарифообразования, местные органы самоуправления в очередной раз попытались привлечь всеобщее внимание к вечно актуальному вопросу модернизации отрасли и ее финансирования. Так, Виктор Антоненко от имени всех городов Украины озвучил поистине пугающий прогноз: Прошлый год показал, что без соответствующей программы финансирования мы вообще забудем о качественных услугах. Сейчас речь идет не о качестве, а о том, что услуги вообще будут оказывать по часам, только в отопительный сезон или вечером.
Надеяться на бюджетные средства на местах почти перестали. Несмотря на то, что программой реформирования отрасли на период 2004—2011 годов было предусмотрено 50 млрд. грн., большая часть денег, которые дошли до администраций, были пущены на ликвидацию аварийных ситуаций. Почти год назад Всемирный банк выделил Украине $140 млн. на реконструкцию ЖКХ, которые разошлись в непонятных направлениях. То есть отрасли необходимы привлечение кредитов коммерческих банков и денежные вливания прямых иностранных инвесторов. Однако заинтересовать отечественные, а тем более зарубежные компании в техническом переоснащении отрасли, по мнению экспертов, достаточно трудно. И в первую очередь потому, что нет четкого и продуманного плана, на который можно опираться в долгосрочной работе. По убеждению АГУ, должна быть общая программа на государственном уровне, согласованные с ней региональные программы на уровне облгосадминистраций и очень конкретные программы на уровне городских властей. Причем каждая программа должна предусматривать соответствующий финансовый ресурс.
Именно так налажена работа в Штатах. Безусловно, непосредственная ответственность за объекты коммунальной инфраструктуры возложена на местные органы исполнительной власти. Именно они обязаны следить за бесперебойным функционированием коммунальных объектов и их своевременной реконструкцией. Помимо этого, помощь поступает как из бюджетов штатов, так и за счет федеральных субсидий, выделяемых под те или иные федеральные программы. Как сообщили в Департаменте энергетики США, на государственном уровне существует несколько программ финансирования. Самой распространенной является так называемая целевая программа, которая направлена на реализацию конкретного проекта.
Так, Департамент сельского хозяйства ежегодно предоставляет $7,5 млрд. кредитов для подключения к электроэнергии сельских коммунальных хозяйств. Кредиты рассчитаны на срок до 35 лет и выдаются под 3,5% (притом, что коммерческие банки кредитуют подобные программы под 8—9%). Риск невозврата практически равен нулю, потому что залог при получении кредита — это все имущество сельскохозяйственного кооператива. Еще одним видом финансовой помощи являются блоковые программы, направленные на конкретный город или регион, нуждающийся в финансовой поддержке для модернизации какого-то сегмента ЖКХ.
Правительства штатов в вопросе финансирования имеют больше обязательств — на них лежит ответственность за строительство шоссейных дорог и частично за развитие сети электро-, тепло- и газоснабжения. Все остальные вопросы коммунальной инфраструктуры — водоснабжение, санитарное состояние, канализация, общественный транспорт — находятся в ведении местных властей, которые используют на эти цели как свои бюджетные средства, так и федеральные или штатные субсидии. Если теплотрассы, линии электропередач или отдельные сегменты жилищного фонда принадлежат частным организациям, то здесь, понятное дело, вся материальная ответственность ложится на плечи владельцев, которые заинтересованы, во-первых, в сберегающих технологиях, а во-вторых, в бесперебойной работе своих систем (например, собственники электростанций оплачивают сбои в подаче энергии, даже если они произошли в результате технической аварии).

Вместо резюме
Естественно, примерять американские стандарты к нашей жилищно-коммунальной системе бессмысленно, как и брать в пример какие-то отдельные моменты функционирования отрасли. Ситуацию надо менять в корне, начиная с законодательства, в котором не согласованы даже такие понятия, как товар и услуга. Согласно нашему базовому Закону О ЖХК, производители электроэнергии, газа и тепла отпускают товар, а потребители (то есть мы с вами) получают услугу. На каком этапе товар становится услугой и кто получает за это деньги — закон ответа не дает. Однако оставим законы юристам. На самом деле потребителю нужно немного: чтобы вода, свет и тепло поступали в дом постоянно, а отдавать за коммуналку приходилось не ползарплаты, а не больше 15% дохода семьи. Коммунальным предприятиям тоже нужна лишь 100-процентная оплата услуг населением, а государству — такая же оплата городами естественных монополий. Все одинаково взаимосвязано и у нас, и в Америке. Украине осталось только как-то организовать процесс.


Комментариев: 0    Просмотров: 758

Оставить коментарий:

Ваше имя:
Комментарий:

kcaptcha обновить картинку


Код введен неверно

 
Повторите ввод комментария (нецензурная лексика запрещена).


Новостройки в Украине

+ Добавить новостройку
Престиж Холл

Жилой комплекс "Престиж Холл"

Адрес: Киев, Анри Барбюса, 37/1.

Класс: Премиум

Готовность: строящийся

Площадь квартир: от 53 м2 до 270 м2

Сайт: http://www.prestigehall.com.ua

Министерский

Жилой комплекс "Министерский"

Адрес: Киев, Кондратюка, 1.

Класс: Бизнес

Готовность: действующий

Площадь квартир: от 42 м2 до 205 м2

Цена: от 702 $/м2

Сайт: http://www.ministersky.ua

Арт Холл

Жилой комплекс "Арт Холл"

Адрес: Киев, Воровского, 21.

Класс: Де-люкс

Готовность: действующий

Площадь квартир: от 91 м2 до 353 м2

Сайт: http://www.arthall.ua