Недвижимость в Киеве и Украине - KANZAS.UA
arrow arrow arrow Оценка собственности в Украине в переходный период

Оценка собственности в Украине в переходный период





В Большом толковом словаре русского языка приведены два определения стоимости:

  1. Стоимость — общественный труд, затраченный на производство товара и овеществлённый в этом товаре;
  2. Стоимость — выраженная в деньгах ценность чего-либо или величина затрат на что-либо.

Если первое определение в большей степени относится к политэкономии, то второе — к конкретной экономике, в том числе и к экономике недвижимости и бизнеса.

Поэтому, чтобы выразить в деньгах ценность чего-либо или определить затраты на создание чего-либо; необходимо оценить это самое «что-либо», то есть произвести оценку его стоимости.

Объектами оценки, рассматриваемыми в данном цикле статей, будут недвижимость, бизнес и имущественные права на собственность.

Чтобы разобраться в тех направлениях оценки, которые сегодня практикуются в Украине, следует обратиться к истории вопроса. Ещё несколько лет назад в Украине мало кто знал об экспертной оценке и осознавал необходимость проведения таковой. Однако трансформация экономики Украины в сторону рынка создала предпосылки для введения в сферу рыночных отношений такого понятия как оценка недвижимости, бизнеса, имущественных прав. Поэтому даже в кругу специалистов по оценке бытует мнение, что украинская оценочная деятельность существует всего пять лет, тогда как за рубежом она существует более полувека. Это мнение можно принять, но лишь частично, только относительно возобновления оценочной деятельности. История свидетельствует о том, что в Российской Империи успешно функционировал рыночный механизм хозяйствования и сложился стабильный рынок недвижимости, которая оценивалась преимущественно на базе доходного подхода. В архивах сохранились материалы о функционировании рынков недвижимости в Киеве, Екатеринославе (ныне Днепропетровске), Харькове и других украинских городах.

После Октябрьской революции и ликвидации частной собственности на землю и средства производства, оценочная деятельность практически прекратила своё существование. В советский период оценка объектов государственной собственности проводилась с использованием нормативных методов, основанных на расчёте сметной и балансовой стоимостей, типичных для экономики командно-административного типа, то есть методов, не связанных с рыночными условиями хозяйствования.

С обретением Украиной независимости и появлением признаков рыночной экономики начала возрождаться и украинская оценочная деятельность. Существенным импульсом для становления и развития оценочной деятельности в Украине явилось принятие в марте 1992 года Законов Украины «О приватизации имущества государственных предприятий» и «О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации)», а также других законодательных и нормативных документов, касающихся приватизации государственного имущества.

В то же время принятие многих нормативных актов по вопросам оценки государственного имущества показало, что, наряду с получением права на жизнь рыночных механизмов оценки имущества, продолжала использоваться и методология нормативной оценки. Такое сочетание рыночных и нерыночных подходов к оценке собственности нашли своё отражение даже в последней Методике оценки стоимости имущества при приватизации, утверждённой Постановлением Кабинета Министров Украины от 22.07.1998 №1114. Данная Методика используется при оценке государственного имущества для определения:

  • размера уставного фонда открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации (корпоратизации);
  • стоимости имущества, приватизируемого путём выкупа;
  • начальной стоимости имущества, подлежащего продаже на аукционе, открытых торгах (тендерах) и по конкурсу;
  • цены принадлежащих государству пакетов акций открытых и закрытых акционерных обществ;
  • цены долей государственного имущества в имуществе предприятий со смешанной формой собственности, в том числе с иностранными инвестициями;
  • стоимости имущества предприятий, которые ликвидируются, или тех, которые признаны арбитражным судом банкротами.

В данной Методике оценка стоимости имущества при приватизации осуществляется по двум методологическим направлениям: как массовая оценка и как экспертная оценка.

Массовая оценка (точнее было бы назвать её нормативной оценкой) — это «определение стоимости приватизируемого имущества с использованием стандартной методологии и стандартного набора данных». Определение несколько туманно, но содержание Методики показывает, что такая оценка основана на нормативном подходе и базируется на информационной базе бухгалтерской балансовой (остаточной) стоимости. Она учитывает лишь затраты на создание объекта, но совершенно игнорирует эффективность использования оцениваемого имущества. Кроме того, многочисленные индексации основных фондов и изменение методик начисления амортизации, осуществлённые в Украине в последние годы с учётом предыдущих факторов, позволяют утверждать, что результаты нормативной оценки совершенно не отражают фактическую стоимость оцениваемой собственности.

Экспертная оценка — это «определение оценочной стоимости имущества экспертом в соответствии с Договором с государственным органом приватизации или государственным органом приватизации самостоятельно, в случаях, предусмотренных этой Методикой». Из этого определения трудно понять, что же собой представляет экспертная оценка. По нашему мнению, совпадающему с мнением большинства специалистов по оценке, экспертная оценка стоимости — это целенаправленный аналитический процесс определения стоимости в денежном выражении с учётом возможных и реальных доходов, приносимых объектом оценки в определённый момент времени в конкретных рыночных условиях функционирования.

Субъектом экспертной оценки являются профессиональные специалисты — независимые оценщики, обладающие специальными знаниями и практическим опытом в области оценки собственности (об оценщиках и их деятельности подробно рассказано во второй статье).

Объектом экспертной оценки выступает любой объект собственности в совокупности с правами его владельца. Объектами собственности могут быть недвижимость (земля и постройки на ней), имущество предприятий, бизнес предприятий или его часть в виде пакетов акций (долей, паёв) в уставных фондах хозяйственных обществ, нематериальные активы, включая интеллектуальную собственность, и др.

Основной отличительной особенностью экспертной оценки в сравнении с нормативной является её рыночный характер. Это выражается в том, что экспертная оценка не ограничивается лишь учётом затрат на создание объекта, она обязательно учитывает совокупность рыночных факторов: фактор времени, фактор риска, рыночную конъюнктуру, уровень конкуренции, экономические особенности оцениваемого объекта, а также макроэкономическую среду обитания. Сферы применения массовой и экспертной оценок в Украине приведены в таблице 1.

/

Следует сказать несколько слов об оценке земельных участков, основные положения которой изложены в Методике экспертной денежной оценки земельных участков несельскохозяйственного назначения, утверждённой Постановлением Кабинета Министров Украины от 16.06.1999 №1050. Эта методика также предусматривает применение как рыночных, так и нерыночных подходов к оценке земельных участков. Но если в Методике оценки имущества при приватизации нормативная и экспертная оценки исключали их совместное использование для определения стоимости одного и того же объекта, то в Методике оценки земельных участков наоборот — обязательным является одновременное применение нормативных и рыночных подходов для одного и того же объекта. Естественно, результаты оценки, полученные при применении двух принципиально противоположных подходов, будут различны, однако это не смутило составителей Методики. Тревогу вызывает то, что в ближайшее время, в связи с активизацией продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения, начнётся массовая работа по оценке этих участков, качество которой может быть весьма посредственным ввиду изложенной выше методологической путаницы.

Тем не менее, практика свидетельствует, что потребность в экспертной оценке собственности достаточной велика и существенно превышает сферу применения массовой оценки, которая на деле используется только при приватизации объектов государственной и коммунальной собственности.

Следует, однако, отметить, что в настоящее время экспертная оценка обязательна только в отношении определения стоимости объектов государственной коммунальной собственности, а также при оценке имущества при налоговом залоге для всех форм собственности. Что же касается негосударственной собственности, то её экспертная оценка не является обязательной. Однако сегодня практически любой банк для выдачи кредита потребует экспертную оценку залогового имущества; иностранный или отечественный инвестор, прежде чем инвестировать средства в собственность, обяжет владельца произвести экспертную оценку объекта инвестирования; экспертная оценка необходима при реструктуризации предприятия, при формировании, выделении и переуступке долей в уставном капитале, особенно если владельцы не могут придти к единому мнению величины этих долей, и во многих других операциях с собственностью.

Как мы уже указывали, фактическая стоимость объектов собственности существенно меняется во времени под влиянием многочисленных внутренних и внешних факторов, воздействующих на величину собственности. Образно говоря, стоимость объекта, рассчитанная вчера, может существенным образом отличаться от стоимости, которая будет определена завтра. Поэтому периодическая оценка и переоценка объектов собственности является необходимой составляющей, присущей рыночной экономике.





В Большом толковом словаре русского языка приведены два определения стоимости:

  1. Стоимость — общественный труд, затраченный на производство товара и овеществлённый в этом товаре;
  2. Стоимость — выраженная в деньгах ценность чего-либо или величина затрат на что-либо.

Если первое определение в большей степени относится к политэкономии, то второе — к конкретной экономике, в том числе и к экономике недвижимости и бизнеса.

Поэтому, чтобы выразить в деньгах ценность чего-либо или определить затраты на создание чего-либо; необходимо оценить это самое «что-либо», то есть произвести оценку его стоимости.

Объектами оценки, рассматриваемыми в данном цикле статей, будут недвижимость, бизнес и имущественные права на собственность.

Чтобы разобраться в тех направлениях оценки, которые сегодня практикуются в Украине, следует обратиться к истории вопроса. Ещё несколько лет назад в Украине мало кто знал об экспертной оценке и осознавал необходимость проведения таковой. Однако трансформация экономики Украины в сторону рынка создала предпосылки для введения в сферу рыночных отношений такого понятия как оценка недвижимости, бизнеса, имущественных прав. Поэтому даже в кругу специалистов по оценке бытует мнение, что украинская оценочная деятельность существует всего пять лет, тогда как за рубежом она существует более полувека. Это мнение можно принять, но лишь частично, только относительно возобновления оценочной деятельности. История свидетельствует о том, что в Российской Империи успешно функционировал рыночный механизм хозяйствования и сложился стабильный рынок недвижимости, которая оценивалась преимущественно на базе доходного подхода. В архивах сохранились материалы о функционировании рынков недвижимости в Киеве, Екатеринославе (ныне Днепропетровске), Харькове и других украинских городах.

После Октябрьской революции и ликвидации частной собственности на землю и средства производства, оценочная деятельность практически прекратила своё существование. В советский период оценка объектов государственной собственности проводилась с использованием нормативных методов, основанных на расчёте сметной и балансовой стоимостей, типичных для экономики командно-административного типа, то есть методов, не связанных с рыночными условиями хозяйствования.

С обретением Украиной независимости и появлением признаков рыночной экономики начала возрождаться и украинская оценочная деятельность. Существенным импульсом для становления и развития оценочной деятельности в Украине явилось принятие в марте 1992 года Законов Украины «О приватизации имущества государственных предприятий» и «О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации)», а также других законодательных и нормативных документов, касающихся приватизации государственного имущества.

В то же время принятие многих нормативных актов по вопросам оценки государственного имущества показало, что, наряду с получением права на жизнь рыночных механизмов оценки имущества, продолжала использоваться и методология нормативной оценки. Такое сочетание рыночных и нерыночных подходов к оценке собственности нашли своё отражение даже в последней Методике оценки стоимости имущества при приватизации, утверждённой Постановлением Кабинета Министров Украины от 22.07.1998 №1114. Данная Методика используется при оценке государственного имущества для определения:

  • размера уставного фонда открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации (корпоратизации);
  • стоимости имущества, приватизируемого путём выкупа;
  • начальной стоимости имущества, подлежащего продаже на аукционе, открытых торгах (тендерах) и по конкурсу;
  • цены принадлежащих государству пакетов акций открытых и закрытых акционерных обществ;
  • цены долей государственного имущества в имуществе предприятий со смешанной формой собственности, в том числе с иностранными инвестициями;
  • стоимости имущества предприятий, которые ликвидируются, или тех, которые признаны арбитражным судом банкротами.

В данной Методике оценка стоимости имущества при приватизации осуществляется по двум методологическим направлениям: как массовая оценка и как экспертная оценка.

Массовая оценка (точнее было бы назвать её нормативной оценкой) — это «определение стоимости приватизируемого имущества с использованием стандартной методологии и стандартного набора данных». Определение несколько туманно, но содержание Методики показывает, что такая оценка основана на нормативном подходе и базируется на информационной базе бухгалтерской балансовой (остаточной) стоимости. Она учитывает лишь затраты на создание объекта, но совершенно игнорирует эффективность использования оцениваемого имущества. Кроме того, многочисленные индексации основных фондов и изменение методик начисления амортизации, осуществлённые в Украине в последние годы с учётом предыдущих факторов, позволяют утверждать, что результаты нормативной оценки совершенно не отражают фактическую стоимость оцениваемой собственности.

Экспертная оценка — это «определение оценочной стоимости имущества экспертом в соответствии с Договором с государственным органом приватизации или государственным органом приватизации самостоятельно, в случаях, предусмотренных этой Методикой». Из этого определения трудно понять, что же собой представляет экспертная оценка. По нашему мнению, совпадающему с мнением большинства специалистов по оценке, экспертная оценка стоимости — это целенаправленный аналитический процесс определения стоимости в денежном выражении с учётом возможных и реальных доходов, приносимых объектом оценки в определённый момент времени в конкретных рыночных условиях функционирования.

Субъектом экспертной оценки являются профессиональные специалисты — независимые оценщики, обладающие специальными знаниями и практическим опытом в области оценки собственности (об оценщиках и их деятельности подробно рассказано во второй статье).

Объектом экспертной оценки выступает любой объект собственности в совокупности с правами его владельца. Объектами собственности могут быть недвижимость (земля и постройки на ней), имущество предприятий, бизнес предприятий или его часть в виде пакетов акций (долей, паёв) в уставных фондах хозяйственных обществ, нематериальные активы, включая интеллектуальную собственность, и др.

Основной отличительной особенностью экспертной оценки в сравнении с нормативной является её рыночный характер. Это выражается в том, что экспертная оценка не ограничивается лишь учётом затрат на создание объекта, она обязательно учитывает совокупность рыночных факторов: фактор времени, фактор риска, рыночную конъюнктуру, уровень конкуренции, экономические особенности оцениваемого объекта, а также макроэкономическую среду обитания. Сферы применения массовой и экспертной оценок в Украине приведены в таблице 1.

/

Следует сказать несколько слов об оценке земельных участков, основные положения которой изложены в Методике экспертной денежной оценки земельных участков несельскохозяйственного назначения, утверждённой Постановлением Кабинета Министров Украины от 16.06.1999 №1050. Эта методика также предусматривает применение как рыночных, так и нерыночных подходов к оценке земельных участков. Но если в Методике оценки имущества при приватизации нормативная и экспертная оценки исключали их совместное использование для определения стоимости одного и того же объекта, то в Методике оценки земельных участков наоборот — обязательным является одновременное применение нормативных и рыночных подходов для одного и того же объекта. Естественно, результаты оценки, полученные при применении двух принципиально противоположных подходов, будут различны, однако это не смутило составителей Методики. Тревогу вызывает то, что в ближайшее время, в связи с активизацией продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения, начнётся массовая работа по оценке этих участков, качество которой может быть весьма посредственным ввиду изложенной выше методологической путаницы.

Тем не менее, практика свидетельствует, что потребность в экспертной оценке собственности достаточной велика и существенно превышает сферу применения массовой оценки, которая на деле используется только при приватизации объектов государственной и коммунальной собственности.

Следует, однако, отметить, что в настоящее время экспертная оценка обязательна только в отношении определения стоимости объектов государственной коммунальной собственности, а также при оценке имущества при налоговом залоге для всех форм собственности. Что же касается негосударственной собственности, то её экспертная оценка не является обязательной. Однако сегодня практически любой банк для выдачи кредита потребует экспертную оценку залогового имущества; иностранный или отечественный инвестор, прежде чем инвестировать средства в собственность, обяжет владельца произвести экспертную оценку объекта инвестирования; экспертная оценка необходима при реструктуризации предприятия, при формировании, выделении и переуступке долей в уставном капитале, особенно если владельцы не могут придти к единому мнению величины этих долей, и во многих других операциях с собственностью.

Как мы уже указывали, фактическая стоимость объектов собственности существенно меняется во времени под влиянием многочисленных внутренних и внешних факторов, воздействующих на величину собственности. Образно говоря, стоимость объекта, рассчитанная вчера, может существенным образом отличаться от стоимости, которая будет определена завтра. Поэтому периодическая оценка и переоценка объектов собственности является необходимой составляющей, присущей рыночной экономике.





В Большом толковом словаре русского языка приведены два определения стоимости:

  1. Стоимость — общественный труд, затраченный на производство товара и овеществлённый в этом товаре;
  2. Стоимость — выраженная в деньгах ценность чего-либо или величина затрат на что-либо.

Если первое определение в большей степени относится к политэкономии, то второе — к конкретной экономике, в том числе и к экономике недвижимости и бизнеса.

Поэтому, чтобы выразить в деньгах ценность чего-либо или определить затраты на создание чего-либо; необходимо оценить это самое «что-либо», то есть произвести оценку его стоимости.

Объектами оценки, рассматриваемыми в данном цикле статей, будут недвижимость, бизнес и имущественные права на собственность.

Чтобы разобраться в тех направлениях оценки, которые сегодня практикуются в Украине, следует обратиться к истории вопроса. Ещё несколько лет назад в Украине мало кто знал об экспертной оценке и осознавал необходимость проведения таковой. Однако трансформация экономики Украины в сторону рынка создала предпосылки для введения в сферу рыночных отношений такого понятия как оценка недвижимости, бизнеса, имущественных прав. Поэтому даже в кругу специалистов по оценке бытует мнение, что украинская оценочная деятельность существует всего пять лет, тогда как за рубежом она существует более полувека. Это мнение можно принять, но лишь частично, только относительно возобновления оценочной деятельности. История свидетельствует о том, что в Российской Империи успешно функционировал рыночный механизм хозяйствования и сложился стабильный рынок недвижимости, которая оценивалась преимущественно на базе доходного подхода. В архивах сохранились материалы о функционировании рынков недвижимости в Киеве, Екатеринославе (ныне Днепропетровске), Харькове и других украинских городах.

После Октябрьской революции и ликвидации частной собственности на землю и средства производства, оценочная деятельность практически прекратила своё существование. В советский период оценка объектов государственной собственности проводилась с использованием нормативных методов, основанных на расчёте сметной и балансовой стоимостей, типичных для экономики командно-административного типа, то есть методов, не связанных с рыночными условиями хозяйствования.

С обретением Украиной независимости и появлением признаков рыночной экономики начала возрождаться и украинская оценочная деятельность. Существенным импульсом для становления и развития оценочной деятельности в Украине явилось принятие в марте 1992 года Законов Украины «О приватизации имущества государственных предприятий» и «О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации)», а также других законодательных и нормативных документов, касающихся приватизации государственного имущества.

В то же время принятие многих нормативных актов по вопросам оценки государственного имущества показало, что, наряду с получением права на жизнь рыночных механизмов оценки имущества, продолжала использоваться и методология нормативной оценки. Такое сочетание рыночных и нерыночных подходов к оценке собственности нашли своё отражение даже в последней Методике оценки стоимости имущества при приватизации, утверждённой Постановлением Кабинета Министров Украины от 22.07.1998 №1114. Данная Методика используется при оценке государственного имущества для определения:

  • размера уставного фонда открытых акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации (корпоратизации);
  • стоимости имущества, приватизируемого путём выкупа;
  • начальной стоимости имущества, подлежащего продаже на аукционе, открытых торгах (тендерах) и по конкурсу;
  • цены принадлежащих государству пакетов акций открытых и закрытых акционерных обществ;
  • цены долей государственного имущества в имуществе предприятий со смешанной формой собственности, в том числе с иностранными инвестициями;
  • стоимости имущества предприятий, которые ликвидируются, или тех, которые признаны арбитражным судом банкротами.

В данной Методике оценка стоимости имущества при приватизации осуществляется по двум методологическим направлениям: как массовая оценка и как экспертная оценка.

Массовая оценка (точнее было бы назвать её нормативной оценкой) — это «определение стоимости приватизируемого имущества с использованием стандартной методологии и стандартного набора данных». Определение несколько туманно, но содержание Методики показывает, что такая оценка основана на нормативном подходе и базируется на информационной базе бухгалтерской балансовой (остаточной) стоимости. Она учитывает лишь затраты на создание объекта, но совершенно игнорирует эффективность использования оцениваемого имущества. Кроме того, многочисленные индексации основных фондов и изменение методик начисления амортизации, осуществлённые в Украине в последние годы с учётом предыдущих факторов, позволяют утверждать, что результаты нормативной оценки совершенно не отражают фактическую стоимость оцениваемой собственности.

Экспертная оценка — это «определение оценочной стоимости имущества экспертом в соответствии с Договором с государственным органом приватизации или государственным органом приватизации самостоятельно, в случаях, предусмотренных этой Методикой». Из этого определения трудно понять, что же собой представляет экспертная оценка. По нашему мнению, совпадающему с мнением большинства специалистов по оценке, экспертная оценка стоимости — это целенаправленный аналитический процесс определения стоимости в денежном выражении с учётом возможных и реальных доходов, приносимых объектом оценки в определённый момент времени в конкретных рыночных условиях функционирования.

Субъектом экспертной оценки являются профессиональные специалисты — независимые оценщики, обладающие специальными знаниями и практическим опытом в области оценки собственности (об оценщиках и их деятельности подробно рассказано во второй статье).

Объектом экспертной оценки выступает любой объект собственности в совокупности с правами его владельца. Объектами собственности могут быть недвижимость (земля и постройки на ней), имущество предприятий, бизнес предприятий или его часть в виде пакетов акций (долей, паёв) в уставных фондах хозяйственных обществ, нематериальные активы, включая интеллектуальную собственность, и др.

Основной отличительной особенностью экспертной оценки в сравнении с нормативной является её рыночный характер. Это выражается в том, что экспертная оценка не ограничивается лишь учётом затрат на создание объекта, она обязательно учитывает совокупность рыночных факторов: фактор времени, фактор риска, рыночную конъюнктуру, уровень конкуренции, экономические особенности оцениваемого объекта, а также макроэкономическую среду обитания. Сферы применения массовой и экспертной оценок в Украине приведены в таблице 1.

/

Следует сказать несколько слов об оценке земельных участков, основные положения которой изложены в Методике экспертной денежной оценки земельных участков несельскохозяйственного назначения, утверждённой Постановлением Кабинета Министров Украины от 16.06.1999 №1050. Эта методика также предусматривает применение как рыночных, так и нерыночных подходов к оценке земельных участков. Но если в Методике оценки имущества при приватизации нормативная и экспертная оценки исключали их совместное использование для определения стоимости одного и того же объекта, то в Методике оценки земельных участков наоборот — обязательным является одновременное применение нормативных и рыночных подходов для одного и того же объекта. Естественно, результаты оценки, полученные при применении двух принципиально противоположных подходов, будут различны, однако это не смутило составителей Методики. Тревогу вызывает то, что в ближайшее время, в связи с активизацией продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения, начнётся массовая работа по оценке этих участков, качество которой может быть весьма посредственным ввиду изложенной выше методологической путаницы.

Тем не менее, практика свидетельствует, что потребность в экспертной оценке собственности достаточной велика и существенно превышает сферу применения массовой оценки, которая на деле используется только при приватизации объектов государственной и коммунальной собственности.

Следует, однако, отметить, что в настоящее время экспертная оценка обязательна только в отношении определения стоимости объектов государственной коммунальной собственности, а также при оценке имущества при налоговом залоге для всех форм собственности. Что же касается негосударственной собственности, то её экспертная оценка не является обязательной. Однако сегодня практически любой банк для выдачи кредита потребует экспертную оценку залогового имущества; иностранный или отечественный инвестор, прежде чем инвестировать средства в собственность, обяжет владельца произвести экспертную оценку объекта инвестирования; экспертная оценка необходима при реструктуризации предприятия, при формировании, выделении и переуступке долей в уставном капитале, особенно если владельцы не могут придти к единому мнению величины этих долей, и во многих других операциях с собственностью.

Как мы уже указывали, фактическая стоимость объектов собственности существенно меняется во времени под влиянием многочисленных внутренних и внешних факторов, воздействующих на величину собственности. Образно говоря, стоимость объекта, рассчитанная вчера, может существенным образом отличаться от стоимости, которая будет определена завтра. Поэтому периодическая оценка и переоценка объектов собственности является необходимой составляющей, присущей рыночной экономике.


Комментариев: 0    Просмотров: 954

Оставить коментарий:

Ваше имя:
Комментарий:

kcaptcha обновить картинку


Код введен неверно

 
Повторите ввод комментария (нецензурная лексика запрещена).


Новостройки в Украине

+ Добавить новостройку
Престиж Холл

Жилой комплекс "Престиж Холл"

Адрес: Киев, Анри Барбюса, 37/1.

Класс: Премиум

Готовность: строящийся

Площадь квартир: от 53 м2 до 270 м2

Сайт: http://www.prestigehall.com.ua

Арт Холл

Жилой комплекс "Арт Холл"

Адрес: Киев, Воровского, 21.

Класс: Де-люкс

Готовность: действующий

Площадь квартир: от 91 м2 до 353 м2

Сайт: http://www.arthall.ua

Министерский

Жилой комплекс "Министерский"

Адрес: Киев, Кондратюка, 1.

Класс: Бизнес

Готовность: действующий

Площадь квартир: от 42 м2 до 205 м2

Цена: от 702 $/м2

Сайт: http://www.ministersky.ua