Недвижимость в Киеве и Украине - KANZAS.UA
arrow arrow arrow Резкого скачка не будет

Резкого скачка не будет

Трансформация «базаров» в торговые центры в г. Киеве началась около пяти лет назад и соответствует тенденции, существующей в Центральной и Восточной Европе. Переход от торговли «с рук и земли» к цивилизованным формам реализации товаров там начал осуществляться еще в средине 90-х годов. Именно к этому периоду времени можно отнести появление торговых и торгово-развлекательных комплексов, услуги которых пользуются большим спросом у населения.

Торгово-развлекательные и сугубо торговые центры предлагались разнообразных форматов, но все они соответствовали ряду требований, основными из которых были: значительные торговые площади (не меньше нескольких тысяч квадратных метров), максимально широкий спектр предложения, наличие дополнительных услуг и удобств для покупателей, выгодные транспортные развязки и места для парковки.

Примерно таким же требованиям отвечает большинство торговых центров в Киеве. Вместе с тем, предрекать окончательный конец «базарной торговле» еще рано. Это следует как из требований, которые предъявляются к торговым центрам так и из тех задач, которые призваны решать торговые центры и базары (рынки).

На сегодняшний день большинство рынков ориентировано на людей с доходом от минимального до среднего. В то же время торговые центры предпочтительны для людей со средним уровнем доходов. Учитывая, что таких в Украине меньшинство (хотя и больше, чем об этом информирует официальная статистика), спрос на услуги торговых центров будет расти лишь по мере роста доходов населения. Если принять во внимание нестабильность отечественной экономики, можно предположить, что улучшение благосостояния населения будет происходить достаточно медленно, что найдет свое отражение и в спросе на услуги торговых центров.

Конечно, не лишним будет принять во внимание тот факт, что доходы населения последние два года росли ускоренными темпами. И в программах ряда политических партий, победивших на выборах рефреном проходит фраза: «доходы населения будут расти опережающими темпами, по сравнению с темпами роста экономики». Говоря иными словами, не исключена ситуация, что будет происходить дальнейший вброс денег в экономику в виде дополнительных выплат и роста заработных плат. Но, на наш взгляд, даже такой сценарий развития вряд ли приведет к резкому скачку спроса торговую недвижимость по типу ТЦ.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие предположения:

  • Во-первых, сокращение количества рынков и базаров будет происходить в первую очередь за счет тех из них, которые специализируются, преимущественно, на торговле продуктами питания. Достаточно широкий спектр товаров, которые на сегодняшний день предлагают супер- и гипермаркеты, а также – торговые центры, при более высоком (как правило) качестве и правилах хранения продуктов (гигиена) и сопоставимых ценах наводит на мысли о том, что именно сюда в ближайшее время будет уходить до 70% всех потенциальных покупателей. Учитывая, что на сегодняшний день спрос на объекты такого типа все еще не удовлетворен, следует ожидать появления новых торговых точек как в столице, так и в других крупных и средних городах Украины. Среди ограничений можно выделить следующие: сложности в приобретении земельных участков и значительные первоначальные вложения. Дополнительный фактор – передел рынков, среди крупнейших ритейлеров, который на сегодня наметился в Украине.
  • Во-вторых, значительно более медленное сокращение количества рынков и базаров, ориентированных на реализацию товаров непродовольственной группы. В этом случае стоит рассматривать их вероятный уход «под крышу» - строение павильонов и легких конструкций, позволяющих «облагородить» внешний вид. В то же время, спрос на торговые центры, ориентированные, преимущественно на непродовольственные товары будет расти, что вызвано недостатком таких объектов в Украине. Приоритетным будут выглядеть высотные строение, а не «уход под землю».
  • В-третьих, наибольшим спросом среди населения в ближайшее время будут пользоваться не чисто торговые, а торгово-развлекательные центры, по типу «Каравана». Удачное объединение в одном комплексе целого ряда услуг позволяет удержать в своем радиусе максимальное количество покупателей, что важно для такого типа магазинов. А учитывая их недостаток в крупных городах Украины, можно предположить, что существенной конкуренции между ними в ближайшие несколько лет не предвидеться.

Подводя итоги, можно отметить, что судьба рынков и базаров, в первую очередь – вещевых не настолько печальна, как кажется сегодня многим. Решающим фактором в их сокращении в ближайшие годы может стать не так экономические предпосылки, как желание местных властей «облагородить» образ города. В то же время, к тем рынкам, которые вовремя успеют «одеть крышу», карательные меры вряд ли будут применены. Что касается торговых центров, стоит ожидать их достаточно активный рост в ближайшие годы, учитывая недостаток предложения. Но, существует целый ряд ограничений, которые следует принимать во внимание: невысокий средний уровень доходов населения, ограничения в возможностях приобретения выгодных земельных участков, значительные первоначальные инвестиции. Как возможные варианты развития можно рассматривать строительство торгово-развлекательных комплексов, а также торговых центров на окраинах или за чертой города (в более отдаленной перспективе).

Издание: Опубликовано в Property Times № 12(112) за 2006 год


Комментариев: 0    Просмотров: 514

Оставить коментарий:

Ваше имя:
Комментарий:

kcaptcha обновить картинку


Код введен неверно

 
Повторите ввод комментария (нецензурная лексика запрещена).


Подписка на рассылку

Выберите рассылки:

Новости, статьи, обзоры
Объекты недвижимости

Введите корректный e-mail

Следите за нами

facebook twitter vkontakte google plus