Недвижимость в Киеве и Украине - KANZAS.UA
arrow arrow arrow Земля в иллюминаторе. Ситуация на украинском земельном рынке заставляет все чаще вспоминать слова из знаменитой песни

Земля в иллюминаторе. Ситуация на украинском земельном рынке заставляет все чаще вспоминать слова из знаменитой песни

Что же творится на “кухне” земельного “дома”? Почему заблокирована работа земельных органов? Что это вообще за слово “реорганизация” и, главное, кому и зачем она нужна? Очевидно, чтобы это понять, стоит оглянуться назад. В недавнее прошлое.

Как это было

В 1991 году все земли Украинской ССР были оглашены объектом земельной реформы. Для ее проведения был создан специальный исполнительный орган. Сначала он получил название Государственный комитет Украины по земельной реформе, позже был переименован в Государственный комитет Украины по земельным ресурсам.

Это учреждение, отмечают эксперты, и стало главным “земельным” органом страны. Фактически, Госкомзем решал все вопросы отрасли: от нужных и важных (как-то: распаевание колхозных наделов, оценка земель, оформление госактов) до весьма абстрактных (как “проведение земельной реформы”).

В состав органа вошли чиновники самых различных рангов, однако, что самое главное, четкой политической окраски Госкомзем никогда не имел. “Главная задача ведомства заключалась в реализации решений правительства, – сообщил ИМК источник в Госкомземе, пожелавший остаться неназванным. – Причем политические моменты всегда оставались за стенами этой структуры”.

Начало 2007 г. внесло в процесс формирования земельной инфраструктуры свои коррективы. Согласно постановлению Кабинета Министров № 69 от 31 января 2007 г. “О реорганизации Государственного комитета Украины по земельным ресурсам”, Госкомзем должен был:

а) превратиться а Государственное агентство земельных ресурсов;

б) подчиниться Министерству природы.

Казалось бы, зачем это нужно и чем превращение одного в другое поможет решить земельный вопрос? Как это обосновывали в правительстве, реорганизация Комитета и его подчинение Министерству природы “улучшит работу организации и будет содействовать решению многих проблем”. Каких именно, правда, не сообщалось. Очевидно, список проблем и решений должен был подготовить новый шеф земельного ведомства министр природы Василий Джарты. По крайней мере, именно так записано в постановлении. Однако время шло, а четких ответов не было. Сегодня, впрочем, они появились.

Униженные и оскорбленные

Обычно чиновники “средней руки” не говорят о проблемах власти. С журналистами они вообще не разговаривают. И все же последние происшествия на земельном фронте многим языки развязали.

Иван Владов (как и большинство чиновников Госкомзема) проработал начальником областного управления земельных ресурсов в Кировограде более 11 лет. В конце июля выяснил, что более свою должность не занимает. Обоснование – “в связи с реорганизацией”.

“…Произошедшая реорганизация ни с чем не была связана, - утверждает он. – Ведь никаких изменений не произошло! Положение утвердили то же, штатную численность – ту же… Изменилось только название”, - пожимает плечами отставник. На вопрос ИМК, зачем же нужна была реорганизация, ответил кратко: “Замена руководителей”.

Согласен с коллегой и бывший руководитель Сумского облуправления Сергей Дедерко. Как и кировоградец, он тоже оказался без места. “Госкомзем реорганизовали в Агентство. При этом положение, функции оставили те же. Единственное, что сделали, уволили или “подвесили” большинство начальников областных управлений”.

Слово “большинство” чиновник использовал неслучайно. Как рассказали ИМК экс-начальники областных управлений, с лета этого года непосредственные зачистки были произведены в шести областях Украины, включая Сумскую и Кировоградскую. Еще в шести (Тернопольской, Харьковской, Черкасской, Одесской, Житомирской, Киевской) начальников оставили прежних. А вот до остальных 12 регионов эта “метла” еще не добралась. Как рассказал ИМК источник в Госкомземе, люди там находятся в подвешенном состоянии, что, по сути, блокирует всю работу земельных органов на местах. “Руководители не знают, что завтра будет. Представьте себе: вы – начальник облуправления, и вам поручили провести на региональном уровне реорганизацию. Вы все делаете, а потом слышите: “Спасибо, но в новой структуре для вас места нет!”

Есть и еще более тревожные “звонки”. По словам уволенных, этот процесс, как и сама реорганизация, происходит далеко не в рамках закона…

“18 июля меня уволили. А 25 июля об этом сообщили. 31 июля пришел факсом указ об увольнении, - говорит кировоградец. – Так же уволили первого зама. Причем он с 10 числа был на больничном, а они его 14 числом уволили. Потом узнали, что человек болеет, и подделали документ 10 числом”.

Подделка документов, уверяет И.Владов, в процессе реорганизации стала вообще нормальным явлением. Говорит – еще не знал, что уволен, как его место занял новый глава. По закону этого делать было нельзя, поскольку новый орган (Госагентство) еще не начал существовать. Однако все решилось элементарным мошенничеством. “Они написали, что документы нынешнего предприятия (Госкомзема) утеряны, - рассказывает Владов. - Хотя никто и не спрашивал, где они! В результате напечатали новые документы, сделали регистрацию, печать и ими завизировали назначение нового начальника. То есть все было подделано и куплено!”.

Теперь распорядок дня сумского и кировоградского “эксов” состоит из встреч с адвокатами и посещений судов. Оба чиновника говорят, что в связи со всем вышеперечисленным имеют шансы “восстановить справедливость”. Однако, рассказывая о том, кого же именно “посадили” на их места, осекаются…

Кто же они, новые герои?

Кто же они, новые представители главного земельного органа в областях? Если верить словам отставников, профессионалов среди них немного.

“Я проработал более 11 лет начальником областного управления, - говорит И.Владов. – Награжден целой серией почетных грамот, в том числе от Кабмина. Теперь на моем месте 27-летний руководитель. Окончил техникум и заочно Харьковский институт. Проработал два года в том же институте. Теперь он – начальник”.

По словам Сергея Дедерко, ситуация в Сумской области не многим лучше. Как рассказал отставник, на должности начальника облуправления он пробыл два года. Перед тем четырнадцать лет занимал аналогичный пост в городском управлении. Ранее был специалистом в институте землеустройства. “Кроме земли, я больше ничем и не занимался. А вместо меня теперь инженера-строителя ставят, который всю жизнь занимался возведением гражданских объектов. Немного работал начальником Лоховского горуправления (г. Лохов находится в Полтавской области. – ИМК.). Так того Лохова - кот наплакал!”

Что же объединяет новых землераспорядителей в регионах? Перебрав все критерии, мы пришли к единственно возможному – партийная принадлежность. Такую гипотезу подтвердили после определенной заминки и отставники.

“Большинство этих людей – «регионалы», – говорит И.Владов. – От Министерства экологии, Джарты. Это он своих людей приводит. Я сам депутат облсовета от Блока Литвина. Но, видимо, этого мало, чтобы остаться на должности”.

Но самый тревожный звонок – “далекость” новоназначенных руководителей от земли. По словам бывших начальников, большинство из них – мелкие и средние бизнесмены. Впрочем, есть представители и вовсе экзотических для земельного органа специальностей.

“В земельный кадастровый центр назначили футболиста, – без тени улыбки констатирует И.Владов. – Он тренер. И полный ноль в земельной реформе. Это все равно, что я бы сейчас на футбольное поле вышел – и кому бы я там красные карточки вручал? Что еще интереснее: в заместители он себе взял человека, который сейчас вообще под следствием находится. У него даже судимость была. Но вот же – стал замом”…

Кто виноват и что делать

В попытках выяснить, что же из всего сказанного правда, а что только версии, мы обратились непосредственно в Госкомзем (точнее, уже Госагентство земельных ресурсов). Связаться нам удалось только с и. о. зампредседателя Владимиром Кулиничем, да и то во время “горячей линии”, когда он отвечал на телефонные звонки граждан. Впрочем, и тут нам удалось узнать немного. Отвечая на вопрос ИМК, что же стало причиной увольнения начальников в областях, В.Кулинич решил ограничиться расплывчатой фразой. “Я понимаю ваш вопрос, – сказал он. – И должен сказать, что кадровый вопрос – это вопрос из вопросов. Он всегда больной. Просто в каждой из областей были и конкретные ситуации. И были коллегиальные решения касательно той или иной кандидатуры”.

В поисках более конкретных ответов мы обратились в Министерство природы. Услышали: “Министр в отпуске. Работает в партийном штабе. Связаться с ним невозможно”.

Однако и тут мы не сдались. Во время последнего в этом “политсезоне” заседания Кабинета Министров нам удалось связаться со “смежным” политиком – вице-премьером по вопросам АПК, членом Партии регионов Виктором Слаутой. Его ответ, впрочем, оставил больше вопросов, нежели ответов.

“Кадры на местах давно надо было почистить. Потому что никаких движений с их стороны не было: ни в проработке проблем земельных, например Земельного кодекса, Государственного земельного кадастра – они там просто ничего не делали!”

Добавим к этому: Земельный кодекс давно уже принят, а Государственный земельный кадастр находится (как мы писали ранее) в кругу интересов политиков совершенно другого уровня. Что же касается “региональных” начальников, то они отношения к этому не имеют.

Однако и это не все. По словам Слауты, сама реорганизация Комитета в Агентство была временной мерой. И в ближайшем будущем его заменят другие органы. “У нас сейчас на первое место выходит вопрос земли. В ближайшее время мы должны все поставить на свои рельсы. Не должно быть Агентства. В такой стране “земельной”, как Украина, не может быть какого-то Агентства! Есть поручение премьера, и мы сейчас его прорабатываем: что это будет – государственный комитет, как минимум, а, может быть, в перспективе и министерство”.

Оригинально. Кратко. И опять – ничего непонятно. Пожалуй, единственное, что можно вынести из всего сказанного, – земельная реформа продолжится. И это не утешает.

А жертва кто?

Жертвами “реформы”, между тем, становятся рядовые граждане. Ведь с “подвешиванием” кадрового вопроса и блокированием работы областных управлений люди элементарно не могут ни получить документы на землю, ни что-либо решить. “Сейчас там все застыло, - констатирует источник в Госкомземе. – Оформление и выдача актов на землю, целый ряд других процедур – все заморожено. Все – “в пробке”. И где здесь выход – трудно сказать…”

Отметим, что избирательные перипетии, дальнейшее формирование коалиции и правительства наверняка затянут этот процесс еще на несколько месяцев. Как известно, такие процессы в нашей стране не происходят быстро. А посему – быть в земельном вопросе дальнейшей неразберихе. Что же касается “источника власти” – народа, то он, как известно, может и потерпеть…
Что же творится на “кухне” земельного “дома”? Почему заблокирована работа земельных органов? Что это вообще за слово “реорганизация” и, главное, кому и зачем она нужна? Очевидно, чтобы это понять, стоит оглянуться назад. В недавнее прошлое.

Как это было

В 1991 году все земли Украинской ССР были оглашены объектом земельной реформы. Для ее проведения был создан специальный исполнительный орган. Сначала он получил название Государственный комитет Украины по земельной реформе, позже был переименован в Государственный комитет Украины по земельным ресурсам.

Это учреждение, отмечают эксперты, и стало главным “земельным” органом страны. Фактически, Госкомзем решал все вопросы отрасли: от нужных и важных (как-то: распаевание колхозных наделов, оценка земель, оформление госактов) до весьма абстрактных (как “проведение земельной реформы”).

В состав органа вошли чиновники самых различных рангов, однако, что самое главное, четкой политической окраски Госкомзем никогда не имел. “Главная задача ведомства заключалась в реализации решений правительства, – сообщил ИМК источник в Госкомземе, пожелавший остаться неназванным. – Причем политические моменты всегда оставались за стенами этой структуры”.

Начало 2007 г. внесло в процесс формирования земельной инфраструктуры свои коррективы. Согласно постановлению Кабинета Министров № 69 от 31 января 2007 г. “О реорганизации Государственного комитета Украины по земельным ресурсам”, Госкомзем должен был:

а) превратиться а Государственное агентство земельных ресурсов;

б) подчиниться Министерству природы.

Казалось бы, зачем это нужно и чем превращение одного в другое поможет решить земельный вопрос? Как это обосновывали в правительстве, реорганизация Комитета и его подчинение Министерству природы “улучшит работу организации и будет содействовать решению многих проблем”. Каких именно, правда, не сообщалось. Очевидно, список проблем и решений должен был подготовить новый шеф земельного ведомства министр природы Василий Джарты. По крайней мере, именно так записано в постановлении. Однако время шло, а четких ответов не было. Сегодня, впрочем, они появились.

Униженные и оскорбленные

Обычно чиновники “средней руки” не говорят о проблемах власти. С журналистами они вообще не разговаривают. И все же последние происшествия на земельном фронте многим языки развязали.

Иван Владов (как и большинство чиновников Госкомзема) проработал начальником областного управления земельных ресурсов в Кировограде более 11 лет. В конце июля выяснил, что более свою должность не занимает. Обоснование – “в связи с реорганизацией”.

“…Произошедшая реорганизация ни с чем не была связана, - утверждает он. – Ведь никаких изменений не произошло! Положение утвердили то же, штатную численность – ту же… Изменилось только название”, - пожимает плечами отставник. На вопрос ИМК, зачем же нужна была реорганизация, ответил кратко: “Замена руководителей”.

Согласен с коллегой и бывший руководитель Сумского облуправления Сергей Дедерко. Как и кировоградец, он тоже оказался без места. “Госкомзем реорганизовали в Агентство. При этом положение, функции оставили те же. Единственное, что сделали, уволили или “подвесили” большинство начальников областных управлений”.

Слово “большинство” чиновник использовал неслучайно. Как рассказали ИМК экс-начальники областных управлений, с лета этого года непосредственные зачистки были произведены в шести областях Украины, включая Сумскую и Кировоградскую. Еще в шести (Тернопольской, Харьковской, Черкасской, Одесской, Житомирской, Киевской) начальников оставили прежних. А вот до остальных 12 регионов эта “метла” еще не добралась. Как рассказал ИМК источник в Госкомземе, люди там находятся в подвешенном состоянии, что, по сути, блокирует всю работу земельных органов на местах. “Руководители не знают, что завтра будет. Представьте себе: вы – начальник облуправления, и вам поручили провести на региональном уровне реорганизацию. Вы все делаете, а потом слышите: “Спасибо, но в новой структуре для вас места нет!”

Есть и еще более тревожные “звонки”. По словам уволенных, этот процесс, как и сама реорганизация, происходит далеко не в рамках закона…

“18 июля меня уволили. А 25 июля об этом сообщили. 31 июля пришел факсом указ об увольнении, - говорит кировоградец. – Так же уволили первого зама. Причем он с 10 числа был на больничном, а они его 14 числом уволили. Потом узнали, что человек болеет, и подделали документ 10 числом”.

Подделка документов, уверяет И.Владов, в процессе реорганизации стала вообще нормальным явлением. Говорит – еще не знал, что уволен, как его место занял новый глава. По закону этого делать было нельзя, поскольку новый орган (Госагентство) еще не начал существовать. Однако все решилось элементарным мошенничеством. “Они написали, что документы нынешнего предприятия (Госкомзема) утеряны, - рассказывает Владов. - Хотя никто и не спрашивал, где они! В результате напечатали новые документы, сделали регистрацию, печать и ими завизировали назначение нового начальника. То есть все было подделано и куплено!”.

Теперь распорядок дня сумского и кировоградского “эксов” состоит из встреч с адвокатами и посещений судов. Оба чиновника говорят, что в связи со всем вышеперечисленным имеют шансы “восстановить справедливость”. Однако, рассказывая о том, кого же именно “посадили” на их места, осекаются…

Кто же они, новые герои?

Кто же они, новые представители главного земельного органа в областях? Если верить словам отставников, профессионалов среди них немного.

“Я проработал более 11 лет начальником областного управления, - говорит И.Владов. – Награжден целой серией почетных грамот, в том числе от Кабмина. Теперь на моем месте 27-летний руководитель. Окончил техникум и заочно Харьковский институт. Проработал два года в том же институте. Теперь он – начальник”.

По словам Сергея Дедерко, ситуация в Сумской области не многим лучше. Как рассказал отставник, на должности начальника облуправления он пробыл два года. Перед тем четырнадцать лет занимал аналогичный пост в городском управлении. Ранее был специалистом в институте землеустройства. “Кроме земли, я больше ничем и не занимался. А вместо меня теперь инженера-строителя ставят, который всю жизнь занимался возведением гражданских объектов. Немного работал начальником Лоховского горуправления (г. Лохов находится в Полтавской области. – ИМК.). Так того Лохова - кот наплакал!”

Что же объединяет новых землераспорядителей в регионах? Перебрав все критерии, мы пришли к единственно возможному – партийная принадлежность. Такую гипотезу подтвердили после определенной заминки и отставники.

“Большинство этих людей – «регионалы», – говорит И.Владов. – От Министерства экологии, Джарты. Это он своих людей приводит. Я сам депутат облсовета от Блока Литвина. Но, видимо, этого мало, чтобы остаться на должности”.

Но самый тревожный звонок – “далекость” новоназначенных руководителей от земли. По словам бывших начальников, большинство из них – мелкие и средние бизнесмены. Впрочем, есть представители и вовсе экзотических для земельного органа специальностей.

“В земельный кадастровый центр назначили футболиста, – без тени улыбки констатирует И.Владов. – Он тренер. И полный ноль в земельной реформе. Это все равно, что я бы сейчас на футбольное поле вышел – и кому бы я там красные карточки вручал? Что еще интереснее: в заместители он себе взял человека, который сейчас вообще под следствием находится. У него даже судимость была. Но вот же – стал замом”…

Кто виноват и что делать

В попытках выяснить, что же из всего сказанного правда, а что только версии, мы обратились непосредственно в Госкомзем (точнее, уже Госагентство земельных ресурсов). Связаться нам удалось только с и. о. зампредседателя Владимиром Кулиничем, да и то во время “горячей линии”, когда он отвечал на телефонные звонки граждан. Впрочем, и тут нам удалось узнать немного. Отвечая на вопрос ИМК, что же стало причиной увольнения начальников в областях, В.Кулинич решил ограничиться расплывчатой фразой. “Я понимаю ваш вопрос, – сказал он. – И должен сказать, что кадровый вопрос – это вопрос из вопросов. Он всегда больной. Просто в каждой из областей были и конкретные ситуации. И были коллегиальные решения касательно той или иной кандидатуры”.

В поисках более конкретных ответов мы обратились в Министерство природы. Услышали: “Министр в отпуске. Работает в партийном штабе. Связаться с ним невозможно”.

Однако и тут мы не сдались. Во время последнего в этом “политсезоне” заседания Кабинета Министров нам удалось связаться со “смежным” политиком – вице-премьером по вопросам АПК, членом Партии регионов Виктором Слаутой. Его ответ, впрочем, оставил больше вопросов, нежели ответов.

“Кадры на местах давно надо было почистить. Потому что никаких движений с их стороны не было: ни в проработке проблем земельных, например Земельного кодекса, Государственного земельного кадастра – они там просто ничего не делали!”

Добавим к этому: Земельный кодекс давно уже принят, а Государственный земельный кадастр находится (как мы писали ранее) в кругу интересов политиков совершенно другого уровня. Что же касается “региональных” начальников, то они отношения к этому не имеют.

Однако и это не все. По словам Слауты, сама реорганизация Комитета в Агентство была временной мерой. И в ближайшем будущем его заменят другие органы. “У нас сейчас на первое место выходит вопрос земли. В ближайшее время мы должны все поставить на свои рельсы. Не должно быть Агентства. В такой стране “земельной”, как Украина, не может быть какого-то Агентства! Есть поручение премьера, и мы сейчас его прорабатываем: что это будет – государственный комитет, как минимум, а, может быть, в перспективе и министерство”.

Оригинально. Кратко. И опять – ничего непонятно. Пожалуй, единственное, что можно вынести из всего сказанного, – земельная реформа продолжится. И это не утешает.

А жертва кто?

Жертвами “реформы”, между тем, становятся рядовые граждане. Ведь с “подвешиванием” кадрового вопроса и блокированием работы областных управлений люди элементарно не могут ни получить документы на землю, ни что-либо решить. “Сейчас там все застыло, - констатирует источник в Госкомземе. – Оформление и выдача актов на землю, целый ряд других процедур – все заморожено. Все – “в пробке”. И где здесь выход – трудно сказать…”

Отметим, что избирательные перипетии, дальнейшее формирование коалиции и правительства наверняка затянут этот процесс еще на несколько месяцев. Как известно, такие процессы в нашей стране не происходят быстро. А посему – быть в земельном вопросе дальнейшей неразберихе. Что же касается “источника власти” – народа, то он, как известно, может и потерпеть…

Оставить коментарий:

Ваше имя:
Комментарий:

kcaptcha обновить картинку


Код введен неверно

 
Повторите ввод комментария (нецензурная лексика запрещена).


Новостройки в Украине

+ Добавить новостройку
Министерский

Жилой комплекс "Министерский"

Адрес: Киев, Кондратюка, 1.

Класс: Бизнес

Готовность: действующий

Площадь квартир: от 42 м2 до 205 м2

Цена: от 702 $/м2

Сайт: http://www.ministersky.ua

Престиж Холл

Жилой комплекс "Престиж Холл"

Адрес: Киев, Анри Барбюса, 37/1.

Класс: Премиум

Готовность: строящийся

Площадь квартир: от 53 м2 до 270 м2

Сайт: http://www.prestigehall.com.ua

Арт Холл

Жилой комплекс "Арт Холл"

Адрес: Киев, Воровского, 21.

Класс: Де-люкс

Готовность: действующий

Площадь квартир: от 91 м2 до 353 м2

Сайт: http://www.arthall.ua