Недвижимость в Киеве и Украине - KANZAS.UA
arrow arrow arrow Жилстрой в законе

Жилстрой в законе

Жилстрой в законе

По их словам, предусмотренное в документе снижение уровня зарегулированности отрасли вполне способно оживить бизнес-активность застройщиков.

Такой вот "нормативный оптимизм" понятен, если учесть одно немаловажное обстоятельство. А именно: в появлении этого закона, тут же окрещенного началом строительной реформы, самым активным образом участвовала Украинская строительная ассоциация. Ее представители плотно взаимодействовали с рабочей группой по подготовке законопроекта "О регулировании градостроительной деятельности", которую возглавлял вице-премьер-министр Сергей Тигипко. В результате, с точки зрения самих застройщиков, в редакцию документа, одобренную парламентом, вошли положения, снимающие многие проблемные моменты в сфере административного регулирования строительного и девелоперского бизнеса в Украине.

Действительно, данный законодательный акт предусматривает четырехкратное сокращение количества разрешительных процедур на различных этапах осуществления стройпроекта (со свыше 90 до 23). При этом максимальный срок получения разрешений уменьшится с более чем 1-1,5 года до 2 месяцев. Документ также содержит положения, предусматривающие введение "единого окна" для получения строительных разрешений. По мнению разработчиков проекта, это, в соединении с механизмом "зонирования территории страны в пакете с подготовкой всех необходимых документов на участки под застройку", позволит "практически нивелировать коррупцию" в украинском строительстве. Последняя, по их утверждениям, является одной из основных причин завышенной стоимости возводимого в стране жилья.

Персонифицированные мнения многих застройщиков относительно документа также полны позитива. К примеру, гендиректор девелоперско-строительной компании "ТММ" Николай Толмачев прокомментировал его так: "Мы ожидаем, что новый закон улучшит инвестиционный климат и сделает отрасль прозрачнее и понятнее как для внутренних, так и для внешних инвесторов». Положительную оценку документу дал и глава Украинской строительной ассоциации Лев Парцхаладзе, назвавший его реформаторским решением, которое "позволит снизить коррупцию в отрасли, быстрее выйти из кризиса, возобновить строительство жилья, коммерческих объектов, в том числе лучше подготовиться к Евро-2012".

В свою очередь, вице-премьер С.Тигипко охарактеризовал возможные эффекты от утверждения закона следующим образом: "По нашим расчетам, благодаря введению закона жилье может стать дешевле на 20-30% уже в ближайшее время. Кроме того, мы сможем дать импульс смежным отраслям – производителям стройматериалов, деревообработке, металлургии".

Понятно, что подобные высказывания содержат изрядную долю PR-элемента накануне окончательной легализации документа (на момент подготовки материала закон "О регулировании градостроительной деятельности" находился на подписании у Президента Украины – прим. автора). Тем не менее последняя фраза вице-премьера вполне четко отражает желание Кабмина активизировать бизнес-процессы в стройиндустрии, и далее по цепочке – на предприятиях реального сектора.

О том, что именно строительной индустрии Украины следует уделять особое внимание, неоднократно заявлял и премьер-министр Николай Азаров. В конце декабря глава украинского правительства выразил неудовлетворение тем фактом, что по итогам 2010 года строительная отрасль не достигла докризисных показателей. И пообещал организовать для стройиндустрии выход из кризиса уже в 2011 году.

Тогда же премьер сообщил, что для возобновления активности в строительстве парламент в середине января примет закон об упрощении разрешительных процедур в отрасли. Теперь, когда нормативно-правовой этап "катализации строительной активности" в Украине фактически запущен, Н.Азаров ожидает вливания в отрасль 130 млрд грн. прямых капиталовложений на протяжении 2011 года. (Об этом он, в частности, заявил недавно на встрече с представителями немецкого бизнеса.) Мол, в нынешнем году сработает дерегуляция строительства по-украински в совокупности с возобновлением кредитования населения.

Надо сказать, что цифры официальной статистики, в определенной степени, могут вселить надежду на начало восстановления стройиндустрии-2011. Конечно, информация Госкомстата Украины прямо говорит о сокращении на 5,4% (до 43,2 млрд грн.) объема строительных работ в 2010 году в сравнении с 2009. Но темпы спада в отрасли под конец прошлого года весьма замедлились. Если в первом полугодии-2010 выполнение строительных работ в стране уменьшилось на 19,3% в сравнении с январем-июнем 2009, то данные за три квартала прошлого года продемонстрировали замедление этой негативной тенденции. В январе-сентябре 2010 года (против аналогичного периода-2009) показатель сокращения стройработ снизился до 12,6%.

А в последние месяцы прошлого года в украинском строительстве наблюдалось видимое оживление, что позволило некоторым экспертам давать умеренно-оптимистические прогнозы на 2011 год. В частности, по отзывам представителей металлоторговой компании "УГМК", к завершению минувшей осени на рынке даже наблюдался дефицит строительного проката (арматуры). С учетом данного обстоятельства в маркетинговом центре этой компании высказывают осторожные предположения о том, что в текущем году строительная отрасль как минимум не снизит потребление металлопроката в сравнении с 2010. А то и продемонстрирует его прирост в пределах 5%. Хотя и делается оговорка, что основные объемы потребления металла внутри страны в 2011 году, как и прежде, придутся на вагоностроение и производство металлоконструкций. А также – на предприятия ГМК в целом и трубные заводы в частности.

Но в любом случае то шаткое восстановление (или – заметное снижение темпов спада) в стройиндустрии, отмеченное в конце прошлого года, больше было продиктовано объективными процессами посткризисного возрождения в экономике страны, нежели верой застройщиков в одну лишь строительную реформу. Тем более что сами по себе меры дерегуляции, оформленные в указанном законодательном акте, вряд ли смогут стать действенным катализатором посткризисного бума в строительной отрасли Украины.

Вот как эту мысль выразил в комментарии для МинПрома директор Dragon Development Олег Куринной: "Если Закон "О регулировании градостроительной деятельности" упростит процедуру получения разрешительной документации застройщиками жилья, снизит непрямые затраты, связанные со строительством жилых объектов (в частности, взносы на развитие инфраструктуры населенных пунктов), а также облегчит ввод в эксплуатацию построенных объектов, то можно будет говорить об активизации строительства и частичном удешевлении жилья. Тем не менее уточню – при условии полного и ритмичного финансирования".

По словам О.Куринного, положения данного закона упрощают разрешительные процедуры, но только для объектов І-ІІІ категорий сложности. В то же время для объектов повышенной категории сложности процесс получения разрешения фактически не изменился. Кроме того, продолжает эксперт, закон содержит множество ссылок на еще неразработанные нормативные документы Кабинета министров, которые призваны конкретизировать статьи закона в части разрешительных процедур и требований к новому документообороту. "Поэтому до конца оценить степень либерализации отдельных процедур сейчас не представляется возможным", – отметил представитель Dragon Development. А в случае со строительными проектами повышенной категории сложности утверждать, что нововведения данного закона станут причиной серьезной бизнес-активизации в этой сфере, по его мнению, не стоит.

Таким образом, за вычленением "прогнозно-пропагандистской составляющей" эффективность провозглашенной строительной реформы сегодня поставлена в прямую зависимость от двух немаловажных факторов. Во-первых, от качества проработки подзаконных актов Кабмина, призванных детализировать принципиальные нормы Закона "О регулировании градостроительной деятельности". И во-вторых – от немалого количества финансовых "если...". Начиная от готовности банкиров развернуть широкомасштабное и приемлемое по стоимости ипотечное кредитование населения с весны-2011 и заканчивая степенью доверия к новым правилам игры "вне коррупции" у частных и корпоративных инвесторов в строительство.

И если "подзаконную часть" работы правительству выполнить по силам хотя бы формально, то в сжатые сроки убедить инвесторов массово вливать финансовые средства во все еще кризисную стройиндустрию в украинских реалиях будет очень непросто. А без этого строительный бум, прогнозируемый чиновниками на 2011 год, рискует остаться всего лишь громко заявленным планом, пусть и подкрепленным законодательным актом.


Комментариев: 0    Просмотров: 1541

Оставить коментарий:

Ваше имя:
Комментарий:

kcaptcha обновить картинку


Код введен неверно

 
Повторите ввод комментария (нецензурная лексика запрещена).


Подписка на рассылку

Выберите рассылки:

Новости, статьи, обзоры
Объекты недвижимости

Введите корректный e-mail

Следите за нами

facebook twitter vkontakte google plus