Недвижимость в Киеве и Украине - KANZAS.UA
arrow arrow arrow Украинский налоговый кодекс: влияние на международный бизнес

Украинский налоговый кодекс: влияние на международный бизнес

Украинский налоговый кодекс: влияние на международный бизнес

Налогообложение операций с участием украинских контрагентов претерпит значительные изменения с 1 апреля 2011 года в связи со вступлением в силу Налогового кодекса Украины. Мы рекомендуем международным компаниям пересмотреть свои бизнес-модели и адаптировать их к новым условиям.

Кого коснутся изменения:

Каждая транснациональная группа, имеющая подразделения в Украине, почувствует влияние новых правил. В частности, традиционно используемые в рамках группы договоры об оказании услуг и лицензионные договоры утратят свою привлекательность после введения ограничений на признание затрат по платежам в пользу нерезидентов. Международные холдинговые структуры, особенно те из них, в которых используются компании – «пустышки», транзитные компании и разного рода посреднические схемы, могут оказаться под угрозой ввиду новых правил, противодействующих уклонению от налогообложения (требования о подтверждении бенефициарного владения и деловой цели сделки). Иностранные компании без локального присутствия могут также быть затронуты налоговой реформой постольку, поскольку она отразится на деятельности их украинских бизнес-партнеров.

Что необходимо предпринять:

Компаниям необходимо провести детальный анализ холдинговых, финансовых и операционных структур с украинским элементом, идентифицируя потенциальные риски, а также новые возможности.По итогам такой диагностики, возможно, потребуется пересмотреть сложившиеся бизнес-модели, или даже заменить их принципиально новыми решениями для предотвращения налоговых потерь. По наиболее спорным вопросам у налоговых органов могут быть предварительно запрошены налоговые разъяснения, чтобы снизить риски, связанные с неопределенностью новых правил игры.

Плюсы:

Снижение ставки налога на прибыль и реформа учета

Ставка налога на прибыль постепенно снижается с действующих 25% до 16% на протяжении следующих трех лет. Начиная с 1 апреля 2011 г., ставка будет составлять 23%. В 2012 г. ставка будет снижена до 21%, и в 2013 г. – до 19%. Начиная с 1 января 2014 года налог на прибыль будет взиматься по ставке 16%. Правила налогового учета значительно изменены и приближены к правилам финансового учета. В частности, предоплаты больше не будут учитываться в налоговых целях, поскольку доходы и расходы будут признаваться по методу начисления.

Улучшение налогообложения соглашений о предоставлении персонала

Прежде договоры о предоставлении персонала редко заключались в Украине из-за опасений, что налоговые органы будут оспаривать включение в валовые затраты платежей по таким договорам. Кодекс вводит понятие соглашения о предоставлении персонала и содержит норму, согласно которой предоставленный персонал не создает постоянного представительства для иностранной компании в Украине. Более того, начиная с 2011 г. к заработной плате иностранцев, работающих в Украине, будет применяться такая же ставка налога на доходы физических лиц, как и к доходам украинских резидентов (15% или 17% в зависимости от размера дохода, по сравнению с 30% в 2010 г.).

Налогообложение НДС операций по оказанию услуг

Консультационные, юридические, бухгалтерские, инжиниринговые услуги и услуги в сфере информационных технологий полностью освобождаются от НДС. Некоторые услуги (предоставление имущественных прав интеллектуальной собственности, предоставление персонала, телекоммуникационные, транспортные услуги и др.) освобождены от НДС, если предоставляются нерезиденту. Предоставление права на уменьшение выбросов углеродных единиц трактуется как услуга и может быть освобождена от НДС на общих условиях. Поставка через Интернет больше не влечет за собой необходимость создания постоянного представительства в Украине. Новые правила начисления НДС применяются с 1 января 2011 года . Начиная с 2014 г., ставка НДС снижается до 17%.

Минусы:

Ограничение затрат по платежам в пользу нерезидентов

Вознаграждение за консультационные, маркетинговые и рекламные услуги, а также выплату роялти в пользу нерезидента можно включать в расходы в размере, не превышающем 4% оборота за предыдущий год. Новосозданные компании не могут признавать расходы по таким платежам на протяжении первого года деятельности. Плату за инжиниринговые услуги в пользу нерезидента можно относить к расходам в пределах 5% стоимости импортированного оборудования. Не ясно, возможно ли признавать расходы, если компания  привлекает иностранных инженеров не в связи с установкой импортного оборудования (например, на строительных проектах). Кодекс не только ограничивает максимальный уровень перечисленных выше затрат, но и устанавливает дополнительные условия для получения права на отражения расходов. В частности, нерезидент-получатель не должен быть зарегистрирован в оффшорной юрисдикции, занесенной в черный список. Более того, в случае роялти и платы за инжиниринговые услуги, получатель должен являться бенефициарным собственником дохода. Роялти должны облагаться налогом в государстве лицензиара и не должны относиться к объектам, по которым права интеллектуальной собственности первоначально возникли у резидента Украины. Процентные расходы компаний, 50 и больше процентов капитала которых пребывают во владении иностранных компаний, не могут превышать 50% налогооблагаемой прибыли плательщика (не учитывая процентов), увеличенной на сумму процентных доходов, полученных такими украинскими компаниями. Проценты, относящиеся к приобретению или созданию некоторых видов активов, не могут непосредственно относиться к затратам, а должны быть капитализированы в составе стоимости актива.

Проверка статуса бенефициара и деловой цели сделки

Применение льгот по конвенциям об избежании двойного налогообложения станет возможным только после подтверждения бенефициарного статуса получателя дохода. Такое требование распространяется на любые виды платежей, облагающихся налогом на репатриацию в Украине. Концепция бенефициарного собственника по Налоговому Кодексу не вполне соответствует определению, предложенному в Комментарии к Модельной Конвенции ОЭСР. Кодекс также вводит т ест на наличие у операции деловой цели (разумной экономической причины), которую налоговые органы могут использовать с целью признания недействительными договоренностей, направленных на минимизацию налогообложения. Новое определение постоянного представительства и необходимость регистрации Определение постоянного представительства расширено, и охватывает также соглашения на оказание услуг, по которым иностранный персонал присутствует в Украине более шести месяцев, строительные либо монтажные проекты, которые длятся более шести месяцев (включая работы по надзору), а также договоренности о посредничестве. В отличие от прежних правил, договоренности о посредничестве и поручения, приводящие к постоянному представительству, подлежат регистрации в налоговых органах. Если налоговые органы обнаружат незарегистрированное постоянное представительство, они смогут направлять требования о взыскании налогов в финансовые органы соответственной иностранной юрисдикции.

Угрозы и возможности согласно налоговому кодексу

Угрозы:

-Ограничение затрат по платежам в пользу нерезидентов;

-Проверка статуса бенефициара;

-Доктрина деловой цели сделки;

-Новое определение постоянного представительства.

Возможности:

-Снижение ставки налога на прибыль;

-Улучшение налогообложения соглашений о предоставлении персонала;

-Льготы по НДС для услуг.


Комментариев: 0    Просмотров: 2056

Оставить коментарий:

Ваше имя:
Комментарий:

kcaptcha обновить картинку


Код введен неверно

 
Повторите ввод комментария (нецензурная лексика запрещена).


Подписка на рассылку

Выберите рассылки:

Новости, статьи, обзоры
Объекты недвижимости

Введите корректный e-mail

Следите за нами

facebook twitter vkontakte google plus