Недвижимость в Киеве и Украине - KANZAS.UA
arrow arrow arrow Болевые точки градостроительного законодательства

Болевые точки градостроительного законодательства

Болевые точки градостроительного законодательства

Совсем недавно новый глава Государственной архитектурно-строительной инспекции (далее – ГАСК) Максим Мартынюк рассказывал о реформировании Государственного архитектурно-строительного контроля в Украине. Если коротко, то среди основных новаций в сфере строительного рынка можно было бы выделить следующие:

- внутренняя реструктуризация и реорганизация ГАСК (появление департаментов ГАСК вместо отдельных юридических лиц по всем регионам страны);

- существенная децентрализация функций по контролю за участниками строительного рынка. То есть органам местной власти передадут инспекционные (наложение штрафов, приостановление строительства) и регистрационные (выдача разрешений, регистрация деклараций) функции;

- новые кадровые и дисциплинарные требования к инспекторам и работникам ГАСК.

Все эти новации были анонсированы к внедрению летом 2014 года. Рынок замер в ожидании радикальных изменений. И вот, со значительным опережением графика – еще 28 апреля 2014 года – на сайте Минрегиона появилась довольно интересная информация по поводу общественного обсуждения законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства в сфере регулирования градостроительной деятельности».

Из пояснительной записки к проекту становится ясно, что его целью является «расширение свободы предпринимательской деятельности и восстановление доверия со стороны инвесторов к Украине», что не могло не радовать. Многие из участников строительного рынка даже подумали, что речь идет о тех самых изменениях и новациях, о которых говорил господин Мартынюк. Но детальный анализ этого законопроекта развеял почти все надежды на значительные улучшения в сфере градостроительства.

Конечно, господин Мартынюк в этом никоим образом не виноват, просто так уж совпало по времени и по замыслу, что через месяц после пресс-конференции главы ГАСК общественности предложили к обсуждению не тот законопроект, на который уже все рассчитывали.

Однако давайте перейдем к анализу содержания самого документа.

1. Одной из главных задач законопроекта является «введение порядка регистрации градостроительной документации на региональном и местном уровнях, а также установление перечня государственных органов, предоставляющих выводы к рассмотрению градостроительной документации» (цитата из пояснительной записки к законопроекту). Понятно, что главным нормативным актом в этой сфере является Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» (далее – Закон). Удивительно, но раздел II «Управление в сфере градостроительной деятельности» Закона в этой связи не претерпел никаких изменений. Можно было хотя бы обозначить свои планы по децентрализации архитектурно-строительного контроля, например, изложив пункт 3 ст. 7 Закона в такой редакции: «Управление в сфере градостроительной деятельности осуществляется путем определения государственных интересов и интересов местных общин для их учета при разработке градостроительной документации». Но вместо этого предлагаются изменения в такие нормы Закона, как:

- ст. 10 «Финансирование работ по планированию территорий» (без комментариев о насущности таких изменений);

- ст. 17 «Генеральный план населенного пункта» (к содержанию Генплана добавляются так называемые отраслевые схемы – графические и текстовые материалы, которые являются составной частью градостроительной документации, содержащие информацию о направлениях социально-экономического и инфраструктурного развития населенного пункта);

- ст. 22 «Градостроительный кадастр» (уполномоченные органы градостроительства и архитектуры смогут на платной основе осуществлять работы по обработке информационных ресурсов градостроительного кадастра. Полученные средства используются исключительно для создания и развития градостроительного кадастра и его информационных ресурсов);

- ст. 27 «Строительный паспорт застройки земельного участка» (об изменениях – см. ниже);

- ст. 28 «Временные сооружения для ведения предпринимательской деятельности» (об изменениях – см. ниже);

- ст. 29 «Исходящие данные» (физическое или юридическое лицо теперь будет подавать документы не в исполнительный орган сельского, поселкового, городского совета, а в уполномоченный орган градостроительства и архитектуры сельского, поселкового, городского совета. Соответственно, никаких радикальных изменений не внесено, и не предполагается.

Вот, собственно, и все... Объективности ради стоит отметить, что значительно более интересные изменения предлагаются в ст. 20 «Архитектурно-градостроительные советы» Закона. Вот здесь уже прописывается и влияние органов самоуправления, и влияние других контролирующих органов (по охране культурного наследия, по охране окружающей среды и т.д.). Вот только проблема заключается в том, что архитектурно-градостроительные советы действуют только как совещательные органы на общественных началах.

Что касается изменений в другие законодательные акты, то они и впрямь косвенно свидетельствуют об определенном начале процесса децентрализации органов контроля в градостроительной сфере. В частности, согласно новой редакции ст. 26 Закона Украины «О рекламе», контроль за соблюдением законодательства Украины о рекламе при сооружении жилого дома отныне будет осуществлять в пределах своих полномочий не центральный аппарат ГАСК, а структурные подразделения местных государственных администраций и исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов по вопросам градостроительства и архитектуры. Не таких, совсем не таких по масштабам и целям изменений ждали застройщики...

2. Не менее важной задачей законопроекта выступает и нормирование вопросов по упрощению процедуры строительства и принятия объекта в эксплуатацию по строительному паспорту (ст. 27 Закона). Но и здесь мы видим лишь косметические изменения. Вместо «застройка приусадебных, дачных и садовых земельных участков может осуществляться на основании строительного паспорта» прописывается следующее: «Застройка приусадебных, дачных и садовых земельных участков, а также участков под строительство гаражей, может осуществляться заказчиком на основании строительного паспорта».

За участки под строительство гаражей, конечно же, спасибо. Однако хватит ли этого, чтобы «привлечь внимание к Украине со стороны инвесторов»? Вопрос, как говорится, риторический. Новая норма о том, что «заказчик вправе разрабатывать проектные предложения, которые формируют намерения застройки земельного участка, до получения строительного паспорта» также найдет своих сторонников, но и ее знаковой назвать очень трудно. Единственное, за что можно поблагодарить разработчиков законопроекта, это за окончательное определение позиции Минрегиона по поводу того, что «заказчик самостоятельно определяет последовательность строительства и принятия в эксплуатацию объектов, предусмотренных строительным паспортом».

3. А вот что может вызвать настоящий «бум» среди предпринимателей – так это предлагаемые изменения в ст. 28 «Временные сооружения для осуществления предпринимательской деятельности» Закона (тут должны весьма заинтересоваться все владельцы МАФов и не только):

- отныне на законодательном уровне появляется четкое определение, что же это за сооружения. Ими являются «временные сооружения торгового, бытового, социально-культурного и другого назначения, а также средства размещения на водных объектах» (бывшим владельцам дебаркадеров с ресторанами на Днепре такое определение в свое время очень понравилось бы);

- кроме того, из Закона исключено замечание о том, что таким сооружением может быть только одноэтажная конструкция – что вроде и неплохо, но двухэтажные газетные киоски могут стать пугающей реальностью. Также снято требование о павильоне площадью не более 30 квадратных метров по внешнему контуру, не говорится об исключительно временном характере такого сооружения, а также указано, что сооружение может устанавливаться без устройства углубленного фундамента;

- очень подробно прописано, что является «средством размещения на воде» – сооружение круглогодичного или сезонного функционирования, размещенное на плавсредстве, которое имеет условия для швартовки и технического обслуживания, централизованного или автономного инженерного обеспечения, предназначенное для обустройства аквателя (отеля), объекта ресторанного хозяйства, социально-культурного или развлекательного назначения.

Это однозначный «плюс» к доработке чиновников – чего-то подобного предприниматели ждали не один год.
Также отметим, что к весьма существенным изменениям можно отнести и упрощение законодательных требований к такому субъекту градостроительной сферы как «заказчик строительства». Таковым, в случае принятия законопроекта, будет выступать любое физическое или юридическое лицо, имеющее в собственности или в пользовании земельный участок для застройки, или которое обладает на законных основаниях объектом строительства, где будут выполняться строительные работы. Аналогичное определение продублировано и в Законе «О регулировании градостроительной деятельности», и в Законе «Об архитектурной деятельности». Заслуживает внимания и положение о ликвидации условия о наличии строительных лицензий (разрешений) во время рекламы объектов строительства (изменения вносятся в ст. ст. 8 и 25-1 Закона Украины «О рекламе»).

Несколько в стороне от всех этих новаций стоят изменения в Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха». В этом нормативно-правовом акте предлагается просто исключить часть вторую статьи 23, в которой говорится о согласовании со стороны ГАСК проектов застройки, строительства и реконструкции предприятий и других объектов, которые влияют или могут влиять на состояние атмосферного воздуха.

С одной стороны, мы действительно наблюдаем определенное ослабление влияния ГАСК в этом вопросе. С другой – часть третью этой же статьи о том, что «строительство и ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий и других объектов, которые не соответствуют установленным законодательством требованиям по охране атмосферного воздуха, запрещаются» никто не отменял. Поэтому в случае такого строительства штрафы от инспекторов ГАСК будут неизбежно налагаться, а вот проконтролировать, чтобы такого строительства не велось, уже будет некому.

Подытоживая, отметим, что внесение изменений в законодательство о градостроительной деятельности является актуальным. Но их наполнение и темпы внесения в парламент могли бы быть значительно лучшими. Возможно, в несколько раз. Пока же мы не видим качественной реализации тех проектов, о которых говорил новый глава ГАСК.

Источник: Forbes.ua


Комментариев: 0    Просмотров: 558

Оставить коментарий:

Ваше имя:
Комментарий:

kcaptcha обновить картинку


Код введен неверно

 
Повторите ввод комментария (нецензурная лексика запрещена).


Новостройки в Украине

+ Добавить новостройку
Министерский

Жилой комплекс "Министерский"

Адрес: Киев, Кондратюка, 1.

Класс: Бизнес

Готовность: действующий

Площадь квартир: от 42 м2 до 205 м2

Цена: от 702 $/м2

Сайт: http://www.ministersky.ua

Арт Холл

Жилой комплекс "Арт Холл"

Адрес: Киев, Воровского, 21.

Класс: Де-люкс

Готовность: действующий

Площадь квартир: от 91 м2 до 353 м2

Сайт: http://www.arthall.ua

Престиж Холл

Жилой комплекс "Престиж Холл"

Адрес: Киев, Анри Барбюса, 37/1.

Класс: Премиум

Готовность: строящийся

Площадь квартир: от 53 м2 до 270 м2

Сайт: http://www.prestigehall.com.ua