Недвижимость в Киеве и Украине - KANZAS.UA
arrow arrow arrow Доступ приоткрыт!

Доступ приоткрыт!




ПОВОД

Парламент утвердил ряд мер, призванных облегчить последствия кризиса в строительной отрасли. Теперь застройщикам можно надеяться на завершение строительства замороженных объектов, гражданам - на получение ипотечных кредитов на льготных условиях, а банкам - на помощь со стороны государства. Но не все так радужно.

ФАБУЛА

Несмотря на сложную политическую ситуацию, Закон О предупреждении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства депутаты все-таки успели принять в прошедшем году, показав, что в случае необходимости можно работать оперативно.

Об основных положениях проекта Закона ЛIГА:ЗАКОН писала в материале Недоступность цели, а мнение заместителя председателя Совета директоров Украинской строительной ассоциации (УСА) Милана Паевича по поводу строительного кризиса можно найти в материале Строительство в условиях кризиса: сколько нужно поставить на кон?. Теперь же, после его утверждения, следует обратить внимание на то, внесены ли какие-либо коррективы в окончательный вариант и все ли запланированное имеет шанс воплотиться в жизнь.

Сразу следует отметить, что по пути от проекта к Закону документ приобрел, как минимум, комплексность и основательность, то есть усовершенствованы меры, направленные на решение проблем в сфере жилищного строительства в целом, а также весьма существенно доработана Программа строительства доступного жилья.

Кроме того, законодатели сдвинули сроки, о неадекватности которых шла речь в указанном материале по проекту, предусмотрев, соответственно, возможность в 2009 году направить средства на достройку жилья со степенью готовности более 70 %, а с 2010 - со степенью готовности более 50 %.

Подарки для банков

Сам перечень мер предотвращения кризисных явлений в строительстве, помимо предусмотренных проектом (предоставление льготных ипотечных кредитов гражданам, 30-процентная оплата государством стоимости жилья), пополнился, в частности, возможностью выкупа государством у банков и застройщиков нереализованных квартир, а также возможностью викупу державою у кредиторiв iпотечних кредитiв, отриманих фiзичними особами на будiвництво та придбання житла до набрання чинностi цим Законом i вiднесених до категорiї ризикованих.

То есть банкам-кредиторам можно вздохнуть с облегчением, предвидя потенциальную возможность избавиться от проблемных должников. Правда, для этого необходимо, по всей видимости, тщательней урегулировать этот вопрос на подзаконном уровне.
До 2012 года застройщики смогут получать кредиты на льготных условиях


В рамках поддержки строительной отрасли в общем до 2012 года предусмотрено льготное кредитование застройщиков банками. При этом банки внакладе не останутся, поскольку государство намерено компенсировать разницу между льготной процентной ставкой (учетная ставка НБУ + 2 %) и рыночной.

Кстати, в случае невозвращения кредита, банк, согласно закону, получает имущественные права на объект строительства (или объект недвижимости) и имеет право не только продать его государству для обеспечения граждан доступным жильем, но и свободно реализовать его на рынке жилья.

И еще один плюс такого кредитования: кредитно-фiнансовi установи не здiйснюють формування резервiв для покриття ризикiв за iпотечними кредитами.

Более того, Нацбанк и Государственное ипотечное учреждение намерены финансировать операции по предоставлению ипотечных кредитов гражданам (см. Нормативное сопровождение).

Что ожидает застройщиков

Помимо предусмотренной ст. 1 Закона возможности реализовать свободную жилплощадь, получив возможность завершить строительство, до 2012 года застройщики, как было сказано выше, смогут получать льготные кредиты на условиях, предусмотренных КМУ и НБУ. Правда для этого им придется ограничить сметную прибыль пятнадцатью процентами.

Среди положительных новинок можно отметить возможность получать отсрочку уплаты взносов на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта, а также прямо закрепленную возможность регистрировать в БТИ за застройщиком право собственности на объекты незавершенного строительства с целью передачи их в дальнейшую ипотеку.

Более того, вступило в силу ограничение, согласно которому застройщики будут защищены от досрочного расторжения договоров, по которым объект оплачен полностью, за исключением случаев, когда срок сдачи его в эксплуатацию переносится более чем на 18 месяцев. Если же будущая квартира оплачена частично, получить свои средства обратно можно будет только после реализации застройщиком такого объекта жилищного строительства. Кстати, штрафные санкции, а также инфляционные потери и 3 % годовых при этом не начисляются.

Правда, в убытке могут остаться клиенты, ведь таким образом они не смогут вернуть свои средства на протяжении достаточно длительного срока, что приведет к снижению их покупательной способности. Да и ст. 530 Гражданского кодекса о своевременности выполнения обязательства это положение противоречит, так что, весьма вероятно, вызовет споры.

Однако надо полагать, польза от такого ограничения для застройщиков значительно выше, чем вред для клиентов, поскольку защищает первых от лиц, недобросовестно спекулирующих на стоимости жилья, особенно в период кризиса.

Законодатели уточнили условия удешевления стоимости строительства объектов доступного жилья, предусмотренные в проекте. Так, условием предоставления земельного участка в пользование без аукциона является обязательство застройщика начать проектные и строительно-монтажные работы не позднее, чем через 3 года после выделения земучастка. А размер платы за пользование участком равен размеру земельного налога (по проекту он мог быть и меньше).

Также необходимыми условиями являются привлечение к исполнению работ технопарков, технополисов, зон инвестиционно-инновационного развития; внедрение энергоэффективных инновационных технологий, в том числе нанотехнологий; использование местного сырья и материалов отечественного производства.

Такая забота с одной стороны о гражданах, а с другой - об отечественных производителях и застройщиках не может не радовать. Однако отсутствие в Законе предусмотренного ранее в проекте максимального размера рентабельности строительства доступного жилья (без получения льготного кредита), основания для приобретения права на доступное жилье, а также запрета отчуждать его на протяжении определенного срока после приобретения несколько настораживает. Вероятно, это вопросы остались на откуп Кабмину. Иначе возможностей для злоупотреблений будет более чем достаточно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на ряд недостатков, Закон, при надлежащей его реализации, может дать шанс гражданам обрести крышу над головой, а также стать спасательным кругом для застройщиков, поскольку позволит сдвинуть с мертвой точки строительство объектов, замороженных вследствие недостаточного финансирования, а также сложностей с ипотечным кредитованием.

Кроме того, компаниям, имеющим возможность и желание осуществлять строительство доступного жилья, этот Закон облегчит доступ к земле. Однако его реализация возможна только после принятия Кабмином и Нацбанком ряда нормативных актов. И чем скорее это произойдет, тем раньше можно будет понять, насколько такой подход к проблеме эффективен.

НОРМАТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Согласно ст. 3 Закона О предупреждении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства:

Фiнансування операцiй комерцiйних банкiв в частинi надання громадянам iпотечних кредитiв на завершення будiвництва житла, що здiйснюється вiдповiдно до чинного законодавства, провадиться Нацiональним банком України та/або Державною iпотечною установою за рахунок:

- поповнення у 2009 роцi їх статутного капiталу. При цьому джерелами поповнення статутного капiталу можуть бути, зокрема облiгацiї внутрiшньої державної позики, якi передаються Мiнiстерством фiнансiв України до статутного капiталу Державної iпотечної установи та обов`язково викуповуються Нацiональним банком України протягом п`яти банкiвських днiв з дня надходження пропозицiї щодо їх викупу за номiнальною вартiстю з дохiднiстю в розмiрi облiкової ставки на строк їх обiгу;

- отриманих на довгостроковiй та поворотнiй основi цiльових коштiв за рахунок Державного бюджету України у порядку, визначеному Кабiнетом Мiнiстрiв України;

- отриманих коштiв вiд розмiщення iпотечних облiгацiй Державної iпотечної установи, випущених з дотриманням вимог законодавства. Такi iпотечнi облiгацiї, випущенi Державною iпотечною установою, прирiвнюються до цiльових облiгацiй внутрiшнiх державних позик України.


Комментариев: 0    Просмотров: 561

Оставить коментарий:

Ваше имя:
Комментарий:

kcaptcha обновить картинку


Код введен неверно

 
Повторите ввод комментария (нецензурная лексика запрещена).


Новостройки в Украине

+ Добавить новостройку
Престиж Холл

Жилой комплекс "Престиж Холл"

Адрес: Киев, Анри Барбюса, 37/1.

Класс: Премиум

Готовность: строящийся

Площадь квартир: от 53 м2 до 270 м2

Сайт: http://www.prestigehall.com.ua

Арт Холл

Жилой комплекс "Арт Холл"

Адрес: Киев, Воровского, 21.

Класс: Де-люкс

Готовность: действующий

Площадь квартир: от 91 м2 до 353 м2

Сайт: http://www.arthall.ua

Министерский

Жилой комплекс "Министерский"

Адрес: Киев, Кондратюка, 1.

Класс: Бизнес

Готовность: действующий

Площадь квартир: от 42 м2 до 205 м2

Цена: от 702 $/м2

Сайт: http://www.ministersky.ua