Недвижимость в Киеве и Украине - KANZAS.UA
arrow arrow arrow По жилому

По жилому

По жилому

Депутаты намерены принять-таки новый Жилищный кодекс, который ущемляет права собственников.

На расширенном заседании парламентского Комитета по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики, состоявшемся 18 мая, было принято решение подстегнуть процесс принятия нового Жилищного кодекса (ЖК). 

Улучшение жизни 

Напомним, процесс этот застопорился в январе, когда после серии публикаций в СМИ  и волны акций протеста депутаты, которые намеревались принять ЖК уже во время новогодних каникул, вынуждены были отложить проект на неопределенный срок: его не рассматривали в Комитете и не выносили на пленарное заседание. Приторможен был и общий процесс “кодификации”. 

Но депутатское терпение лопнуло по прошествии 6 месяцев. “Сколько можно возиться с этим документом? Это уже 17-я его редакция. Он мне тоже сто лет не нужен, как и тем, кто его критикует. Но принимать надо”, — заявил, по словам присутствовавших на заседании, глава профильного Комитета ВР Владимир Рыбак. “Чтобы бабушка не узнала, что мы сожрали все конфеты, давайте-ка подожжем квартиру!” — проводит аналогию киевский адвокат Татьяна Монтян. 

Члены профильного Комитета ВР утверждают, что последние пять месяцев не теряли времени даром и напряженно улучшали проект ЖК. С начала года, по их словам, Комитет получил 172 замечания к документу и, вероятно, какое-то количество предложенных поправок учел. 

Очевидно, работа над ним в Комитете еще продолжается: окончательное утверждение должно было состояться 10 июня, но на прошлой неделе его отодвинули на 15-е число. 

По информации г-жи Монтян, внесенные на данный момент изменения — это “косметическая попытка “замарафетить” дурно пахнущий труп”, т.е. изначально порочный законопроект, по ее мнению, нельзя улучшить никакими изменениями. Вместе с тем заведующий секретариатом профильного Комитета ВР Юрий Манцевич заверил БИЗНЕС, что документ изменился до неузнаваемости. 

Главной новацией, предусмотренной в проекте ЖК, является поголовное создание объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) повсеместно и в принудительном порядке. Это позволит решить заинтересованным сторонам две проблемы. 

Вершки 

Во-первых, местные власти окончательно спишут со своего баланса жилой фонд, большая часть которого требует капитального ремонта и реконструкции. Жильцы “хрущевок” и “брежневок” получат в коллективную собственность придомовые территории, инженерные сети, крыши, лифты, трубопроводы, канализацию, чердаки и подвалы. 

При этом из проекта ЖК исчезла норма, согласно которой государство обязано провести капитальный ремонт дома, прежде чем в нем будет создано ОСМД. Кстати, платить за ремонт жильцам придется уже во второй раз: ведь отчисления на капремонт домов и так заложены в коммунальных тарифах. 

Вопрос, куда делись деньги, исправно собираемые с жильцов дома, который в последний раз ремонтировали еще в перестройку, — вероятно, останется риторическим. “Нагрузка, связанная с содержанием устаревших, изношенных домов будет снята с местного бюджета и переложена на плечи жителей. Возникает вопрос: а куда пойдут высвобождаемые деньги? Пока удовлетворительных ответов нет”, — констатирует экс-советник министра экономики Украины, активист общественного движения “Сохраним старый Киев” (г.Киев; с 2008 г.; 910 чел.) Игорь Луценко. 

“Старые дома нельзя сравнивать с новостройками, где жильцы создают ОСМД добровольно. Какой смысл объединяться жителям “хрущевки”, если им не передадут все имущество в нормальном состоянии, после капремонта? А если государство таки намерено ремонтировать всю эту инфраструктуру, то планы первого заместителя министра ЖКХ Юрия Хиврича (уволен на прошлой неделе. — Авт.) полностью перевести всю страну на ОСМД до 2015 г. абсолютно нереальны в финансовом плане”, — недоумевает директор аналитико-исследовательского центра “Институт города” (г.Киев; с 2005 г.; 7 чел.) Александр Сергиенко. 
Эксперт явно переоценил щедрость правительства. Согласно ст.165 законопроекта, прежний собственник всего лишь “примет участие в финансировании путем предоставления целевой адресной помощи”. Условия выделения этих средств не оставляют сомнений в том, что это будет именно посильная “помощь”, а не полноценное финансирование своих обязанностей. 

В проекте подробно прописаны процедуры управления активами и их содержания, сбора и хранения средств — непонятно только, откуда брать эти средства. “При создании ОСМД, согласно по действующему законодательству, государство должно провести ремонт дома. По новому проекту, соответствующие финансовые обязательства — 50-60 млрд грн. — будут сброшены на жильцов”, — констатирует юрист проф­союза “Захист праці” (г.Киев; с 2000 г.; 1120 чел.) Виталий Дудин. На этом фоне жизнеутверждающе выглядит новость о том, что государство фактически безвозмездно подарило нескольким банкам 70 млрд грн. (см. статью "Сорок сороков"). 

Корешки 

Но еще большего внимания заслуживает вопрос создания управляющих компаний — частных ЖЭКов, которые будут навязаны совладельцам домов. По качеству их услуги вряд ли будут кардинально отличаться от услуг нынешних ЖЭКов (см. статью "Втер сырье"), а стоимость наверняка будет больше.

Дело в том, что уже в ЖК прописана монополистическая природа нового рынка и ограниченное количество его участников. Эксплуатационные компании должны будут соответствовать “специальным квалификационным требованиям, установленным Кабинетом министров Украины”. 

Характер этих требований пока неизвестен, но несложно догадаться, что доступ к деньгам домовладельцев получит лишь узкий круг фирм, имеющих протекцию “наверху”. “Вместо открытого конкурса там будут фигурировать отобранные чиновниками юрлица. То есть создаются искусственные и очень серьезные барьеры для работы на этом рынке. Фактически это будут кормушки для чиновников и бремя для “крепостных”, — утверждает г-н Луценко. 

Откреститься от “услужливых” частников, попросту отказавшись подписывать договор, не получится: в проекте Кодекса написано, что он может быть заключен в виде “публично предложенного договора”, “путем публикации предложения в местных средствах массовой информации”. То есть когда недоумевающие собственники спросят, что за новые счета им прислали, им посоветуют внимательно пролистать подшивку “Вечерней Хацапетовки” за прошлый месяц. 

 “Нам нужна система ответственности чиновников перед нами, а не нас перед чиновниками, а также частными лицами, которые заменят собой коммунальщиков. По сути, мы получим систему долговой кабалы”, — говорит юрист общественной организации “Социальная альтернатива” (г.Киев; с 2008 г.; 48 чел.) Юрий Лебедев. 

Не обойдется и без создания очередного бюрократического монстра: проектом ЖК предусмотрено учреждение Государственной жилищно-коммунальной инспекции. Она будет устанавливать тарифы на жилищно-коммунальные услуги, а ее сотрудники получат право “беспрепятственного доступа в установленном порядке к объектам жилого фонда и жилищно-коммунального хозяйства независимо от формы собственности” — вот вам и священная частная собственность! 

Смысл 

Недавно выяснился еще один забавный нюанс: оказывается, члены профильного Комитета спорят не только о содержании нового ЖК, но и о том, какую роль должен играть этот документ в законодательном поле и нужен ли он вообще. Так, по мнению Владимира Рыбака, Кодекс должен быть не сводом профильных законов, а рамочным документом, который лишь устанавливает правила игры, а конкретные вопросы должны регулироваться отдельными законами. Его заместитель Юрий Сербин, напротив, уверен, что ЖК — это всеобъемлющий документ, в котором четко и скрупулезно прописаны все нормы. Такой Кодекс предусматривает упразднение всех “дублирующих” законов — хороших и плохих. 

А вот заместитель министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Виталий Шаповаленко считает, что лучше всего просто дополнить существующие законодательные акты необходимыми положениями, а сам Жилищный кодекс оставить в покое.

По словам Татьяны Монтян, принятие нового ЖК имело бы смысл в начале 1990-х годов. “Теперь в этом нет необходимости, поскольку соответствующие правоотношения уже урегулированы разными действующими законами, и принятие нового ЖК не принесет никакой пользы. Оно принесет лишь вред в виде огромной путаницы. Ведь понимая, что они пытаются урегулировать уже урегулированное, авторы проекта просто “перефразировали” существующие нормы, т.е. переписали их “своими словами”, — говорит она. Разработчики документа попытались втиснуть в него то, что уже давно урегулировано. 
Впрочем, некоторым сферам не помешало бы дополнительное урегулирование, но о них в проекте ЖК нет ни слова. Речь идет, например, о проблеме контроля качества строительных работ. По словам специалиста, работающего в отрасли проектирования и консалтинга, который пожелал остаться неназванным, у нас вообще отсутствует реальный механизм контроля качества. 

“На рынке только “свои”, что приводит к медленной деградации качества строительства, его технологий и т.п. За 20 лет это привело к результатам, видимым невооруженным глазом”, — рассказал он БИЗНЕСу. Когда крупная компания строит себе большой объект (например, гостиницу), она нанимает независимую контору или вводит в свой штат специалистов по контролю качества, а вот процесс строительства жилья для “инвесторов” покупатель никак не может контролировать. 


Тернистые пути 

Создание ОСМД — безусловно, явление положительное, которое следует всячески приветствовать и поощрять. Это не только формализация “бесхозной” собственности, но и ограничение аппетитов ряда монополистов с хорошими связями в правительстве. 

 “Любой частный проект вроде ОСМД на практике очень сильно мешает и чиновникам, и менеджерам компаний, предоставляющих услуги. Частное лицо, желающее платить только за фактически полученное, прямо заинтересовано в том, чтобы распутать клубок, благодаря которому все, начиная от чиновников районов и заканчивая топ-менеджментом газопоставщиков, получают средства для безбедного существования”, — поясняет г-н Лебедев. 

Беда лишь в том, что проект ЖК, несмотря на декларации, на практике как раз разрушит правовое поле для ОСМД, представленное худо-бедно работающими Гражданским кодексом и Законом об ОСМД. По мнению г-жи Монтян, описанные выше новации будут “огромной правовой трагедией”, они равнозначны фактическому лишению права собственности. 

 “Потому что если у тебя есть собственность, а ты не имеешь права ни обслуживать ее, ни распоряжаться ею, это никакое не право собственности!” — предупреждает юрист. 


Комментариев: 0    Просмотров: 1641

Оставить коментарий:

Ваше имя:
Комментарий:

kcaptcha обновить картинку


Код введен неверно

 
Повторите ввод комментария (нецензурная лексика запрещена).


Подписка на рассылку

Выберите рассылки:

Новости, статьи, обзоры
Объекты недвижимости

Введите корректный e-mail

Следите за нами

facebook twitter vkontakte google plus