Недвижимость в Киеве и Украине - KANZAS.UA
arrow arrow arrow Жилищный коллапс: Взгляд свысока

Жилищный коллапс: Взгляд свысока

Этот лозунг нынешнего главы Подкомитета ВРУ по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Алексея Кучеренко не каждый воспримет как должное. По крайней мере, с идеей превратить жилищное хозяйство во что-то более-менее удобоваримое понемногу свыклись и в Минжилхозе, и в Верховной Раде. Выглядело как-то страшненько, но ничего, проглотили. Теперь вроде бы решили отказаться. Почему — тоже неясно. Правда, звучит все это уж больно правдоподобно, поскольку глобальные решения, как свидетельствует опыт, принимать сегодня не получается.

Как будто ос нований не верить булгаковскому про фессору Преобра женскому («разруха не в стране, она в головах») нет, одна ко тогда выходит, что вина за грязь в подъезде цели ком лежит на жителях этого же подъезда — а значит, незачем обвинять кого-то в том, что не работает лифт («Сами же и поломали!») или дует из рас сохшихся окон. Тем не менее, двери в подъездах киевских домов почему-то ставили те, кто очень хотел стать депута том районного совета, а пло щадку перед домом благоуст раивали люди, видевшие себя в зале городского совета. Так что пока ничем особым ком мунальщики себя не прояви ли. Вот и слышишь от киевлян: дескать, мы платить готовы, только пообещайте, что от это го качество услуг улучшится. «А может ли кто-нибудь это поо бещать?» — спрашивает чинов ник. Вопрос смахивает на рито рический… Собственно, тут же возникает вопрос второй: за что мы платим? Как следует из размышлений господина Куче ренко, в основном не за что, а за кого — то есть за тех самых представителей «антисоциаль ной» прослойки, которые пользуются бла гами цивилизации, так сказать, безвозмез дно. По крайней мере, так считает главный коммунальных дел министр. «Повышать та рифы надо, — говорит г-н Кучеренко, — это было необходимо, но не во столько раз». Впрочем, сколько бы Алексей Кучеренко ни говорил о том, что нужно пересмотреть структуру жилья и понять, откуда, как гово рится, растут ноги, его высказывания о том, что ему просто не к лицу знать цены на воду или газ, звучат как минимум непонятно.

Жили-были цены, а тут вдруг ни с того ни сего поднялись. Так же произвольно можно поднять стоимость любой услуги и изменить любые тарифы. Естественно, это серьезно угрожает безопасности страны. «Когда в стране тарифы моментально возрастают в 2, 3, 4 раза, — говорит г-н Кучеренко, — это является угрозой стабильности, поскольку страна такого еще не проходила». Не про ходила — значит пройдет. Впрочем, чинов ник тут же и оговаривается: не знаю-де, кто прав, а кто не прав, ибо не уверен, что могу точно сказать, в какой степени предыдущая цена отражала уровень затрат, — а он в на шей стране в большей степени спекулятив ный. Кто и где все это удосужился посчитать? Именно, что никто. «Давайте посчитаем, а тогда уж будем поднимать цены», — резон но замечает г-н Кучеренко. Поэтому он и советует создать специальное ведомство — жилищную инспекцию, — которое следи ло бы за техническим состоянием дома, контролировало бы, как расходуется его жильцами энергия, соблюдается ли режим энергосбережения и пр. Алексей Кучеренко говорит, что только это и может разрядить ситуацию. По его словам, ключевым вопро сом является вопрос усовершенствования системы государственного регулирования деятельности субъектов естественных мо нополий в сфере ЖКХ. «Сразу отметим, что, в отличие от электроэнергетики, регу лирование естественных монополий в ЖКХ в экономическом понимании этой функции практически отсутствует, — подчеркивает глава Подкомитета. — То есть согласно за конодательству оно осуществляется, но ор ганизовано таким образом, что некоторые сегменты рынка вообще не регулируются, а некоторые имитируют регулирование. Например, тарифы на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение для ре гиональных предприятий-монополистов, находящихся преимущественно в муни ципальной собственности, устанавливает местная власть, которая, с одной стороны, является собственником этих предприятий, а с другой — стремится не разочаровать жителей своего региона и потому ориенти руется на максимально низкие тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Последний фактор оказывает решающее влияние на подходы, используемые при формировании тарифов». Поэтому, как замечают в Подко митете ВРУ по вопросам ЖКХ, в первую очередь нужно обуз дать аппетиты монополистов, что весьма непросто. Те, кто сегодня предлагает горожанам газ и электроэнергию, не знают меры в том, что касается цифр. Правда, как сделать так, чтобы монополисты отказались от своей почти силовой полити ки, чиновник не уточняет. Пока диктовать тарифы — их исклю чительное право. Понятно, что в таких условиях говорить об экономически обоснованных тарифах не приходится. В ито ге тарифы на теплоснабжение, водоснабжение и водоотвод в различных регионах Украины значительно отличаются друг от друга и покрывают факти ческие затраты предприятий, работающих в этой сфере, на 30-100% — в зависимос ти от региона. «Необходимо урегулировать и вопросы ли цензирования в сфере водо снабжения и водоотведения, в частности, выдавать лицензии на производство, транспорти ровку и поставку тепла, — гово рит г-н Кучеренко. — Это поз волит осуществлять контроль над техническим состоянием и финансовым положением со ответствующих предприятий ЖКХ, своевременно принимать относительно них необходи мые решения и, как результат, повысить качество услуг, предоставляемых потреби телям».

Исходя из этих реалий, в соответству ющем Комитете было принято решение о подготовке Концепции государственного регулирования деятельности водо-, тепло-, газо-, электроснабжения и водоотведения в сфере ЖКХ, которая была разработана с участием министерств и ведомств Украины, а затем передана на согласование прави тельству Украины. Как замечает Алексей Кучеренко, этой концепцией предусматри вается усиление роли государства в регули ровании деятельности субъектов естествен ных монополий в жилищно-коммунальной сфере. «Предлагается перейти к модели, при которой полномочия по регулированию водо-, тепло-, газо-, электроснабжения и водоотведения будут переданы Националь ной комиссии по регулированию электро энергетики Украины — органу, имеющему более чем десятилетний опыт исполнения функций по осуществлению регулирования в электроэнергетике и располагающему квалифицированными специалистами», — замечает г-н Кучеренко. Как бы там ни было, процесс реформирования жилищно-ком мунальной сферы имеет для государства значение если не стратегическое, то по крайней мере архиважное. Во многих случа ях все увязано в большие технологические цепи: отсюда берутся деньги в бюджет, а из бюджета они перечисляются в коммуналь ную сферу городов и районов. Наверное, именно поэтому за идею реформирования ЖКХ ухватился Совет национальной безо пасности и обороны Украины. Как заметил по поводу собрания Совета г-н Кучерен ко, никакого демарша на нем замечено не было. В то же время СНБОУ (ныне его, как известно, возглавляет Виталий Гайдук) признал, что состояние жилищно-комму нального хозяйства представляет потенци альную опасность для жизнедеятельности населения, а уровень исполнения законо дательства и других нормативно-правовых актов по вопросам формирования жилищ но-коммунального хозяйства является не удовлетворительным. В середине ноября были определены приоритетные задачи реформирования жилищно-коммунального хозяйства, среди которых, как было заяв лено в прессе, — развитие рыночных ос нов, усовершенствование предоставления жилищно-коммунальных услуг и системы управления ЖКХ, развитие конкуренции и современных форм самоорганизации на селения в этой сфере, постепенная замена льгот и субсидий адресной денежной помо щью, приведение тарифов на коммуналь ные услуги к экономически обоснованному уровню с одновременным внедрением ком плекса мероприятий по уменьшению затрат и снижению себестоимости соответству ющих услуг, наконец, усовершенствование системы социальной защиты.

Впрочем, пока что все реформаторские устремления высших чиновников слишком уж походят на попытки известного анти чного героя взгромоздить камень на гору. Кроме того, по-прежнему неизвестно, чем мотивированы те или иные цифры. Скажем, определить, откуда взялся срок в пять лет, за которые министр строительства, архи тектуры и ЖКХ Владимир Рыбак собирает ся реформировать жилкоммунхоз, вообще не представляется возможным. Чиновник не иначе как вспомнил советскую практи ку, когда результаты работы подгонялись к пятилетнему сроку. Как говорится, пяти летки — они и в Африке пятилетки. Так же обстоит дело с заявлениями некоторых чи новников, которые, — надо думать, пытаясь придать вес собственным словам, — пыта ются балансировать на очевидных вещах типа потерь воды, а потом ни с того ни с сего заявляют, что от этих потерь напрямую зависит величина тарифа: получается, что к себестоимости услуги, кроме прибыли, набавляется «воздух» за утечки. Последнее касается главы Международного экономи ческого комитета Игоря Шарова. Не так давно он сказал — дескать, не будет ника кой реформы ЖКХ, да и справедливых тари фов на коммунальные услуги нам не видать. По его мнению, к росту себестоимости ус луг ведут именно нерациональные потери, и это отображается в тарифах, устанавлива емых органами местного самоуправления. «А ведь в Гражданском кодексе и законе о приватизации четко записано, что жильцы должны платить только за предоставленные услуги, оплачивать свою долю в расходах ЖЭКа на содержание конкретного дома, — замечает глава МЭК. — Показательно, что себестоимость 1 Гкал тепла при отоплении в Киеве, на Закарпатье и в Крыму состав ляла в первом полугодии 2006 года около 101-107 гривень, в то время как в Днепро петровской, Тернопольской, Запорожской, Черкасской и Хмельницкой областях этот показатель колебался от 57 до 69 гривень. Как потребители коммунальных услуг мы все являемся свидетелями систематичес кого нарушения Закона «О предоставлении коммунальных услуг» со стороны ЖЭКов, поскольку нам не расшифровывают тариф, документально подтверждая истраченные именно на наши квартиры средства».

А вот идею создания центрального регу ляторного органа, принимающего решение о величине тарифов на услуги ЖКХ, можно считать обоснованной. Ее, по крайней мере, разделяют несколько чиновников. По мне нию г-на Шарова, подобная идея «является перспективной с точки зрения масштабной жилищно-коммунальной реформы». При этом он замечает, что необходимо установить прозрачные законодательные механизмы формирования тарифов и обеспечения кон троля над ними, а также периодического пе ресмотра существующих нормативов. Глава МЭК считает, что предложенный парламенту законопроект №2197 не дает эффективного ответа на вопрос, как регулировать цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги. «Если парламентарии предоставят прави тельству право устанавливать предельный уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги по отдельным регионам в случае их чрезмерного роста, то таким образом будет введен ручной режим ценообразования, — сказал Игорь Шаров. — Режим этот может быть только временной мерой, от которой в интересах широкой жилищно-коммунальной реформы потом придется отказаться».

Кроме г-на Шарова, проблему ЖКХ счи тает крайне опасной для экономического развития страны и бывший министр Павел Качур. По его словам, только всеукраинская кампания по общественному обсуждению реформирования жилищно-коммунального хозяйства поможет избежать спекуляций в этой сфере. Выступая на заседании «круг лого стола» «Реформирование жилищ но-коммунального хозяйства. Состояние, проблемы, перспективы», задачей номер один г-н Качур назвал техническое пере оснащение ЖКХ. По его словам, на сегод няшний день при передаче энергоносителя от котельной к дому потери составляют до 60%. «Если мы закроем эту дыру, тарифы могут снизиться», — сказал он. По мнению П. Качура, ответственность за техническое переоснащение ЖКХ следует возложить на коммунальные предприятия, местную власть и государство, а деньги на переос нащение можно взять в кредит. Для этого нужно создать фонд (облигационный банк), в котором были бы дешевые и «длинные» кредиты. «Таким образом можно было бы стимулировать депрессивные регионы и прекратить практику спекуляций на тари фах», — подчеркнул парламентарий.

Большинство государственных проблем, как показывает практика, аккумулируются в столице, да и споры вокруг ЖКХ обостри лись в связи с попыткой киевских властей увеличить стоимость коммунальных услуг. Как знать, обратись они за помощью к депу татскому корпусу, может, удалось бы (если уже не удается) отказаться от радикальных мер. Так, в середине ноября депутат Киевс кого городского совета Владимир Бонда ренко презентовал поэтапную программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства столицы, которая, по его сло вам, могла бы обеспечить эффективную деятельность в этой сфере и не концент рировать внимание лишь на повышении тарифов. «Изюминка» программы — акцент на качественных изменениях, которые да дут не только повышение, но и понижение платы за коммунальные услуги, а также по высят стандартные качественные показате ли последних. По словам г-на Бондаренко, над программой работала лаборатория по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, которая действует в составе пар тии «Реформы и порядок». Предварительно лаборатория провела исследование ЖКХ в Москве, Санкт-Петербурге и странах Бал тии. «Мы пришли к выводу, что в основе ре форм там было изменение юридических от ношений внутри самой системы, — говорит депутат от «Нашей Украины». — Мы пошли по тому же пути». По мнению г-на Бондарен ко, вакханалия царит прежде всего в систе ме инженерных сетей: сегодня невозможно выяснить, на чьем балансе они находятся, поскольку «отсутствие у сетей хозяина дает возможность вообще их не ремонтировать или ремонтировать за счет специальных вы плат». Следовательно, считает депутат, пер вым этапом реформирования должно стать установление цивилизованных отношений между соответствующими службами и при нятие нормативных документов. Одним из таких документов является программа. Она предусматривает установление стандартов предоставления услуг, чтобы потребитель мог обратиться в суд в случае получения не качественной услуги и не платить по счету. Предполагается также создание системы объективного учета услуг. «Это все возмож но осуществить согласно программе до 1 августа следующего года», — отмечает Владимир Бондаренко. Важным он также назвал предусмотренное программой нала живание общественного контроля — в част ности создание специальных коммунальных жилищных инспекций, которые будут рабо тать по заявкам граждан в судах и других службах, а также общественного тарифного комитета, на 50% состоящего из потребите лей. Это даст возможность иметь действи тельно прозрачные тарифы. Г-н Бондаренко подчеркнул, что все названные новшества планируется ввести до 1 июля 2007 года. Также предусмотрены переход на прокладку коммуникационных сетей с использовани ем инновационных технологий, техническое переоснащение ЖКХ и т. п. На последнем этапе, т. е. до 2009 года, по словам В. Бонда ренко, планируется реализовать децентра лизацию и демонополизацию системы ЖКХ на базе единых стандартов обслуживания. Конечно, осуществить все это как в госу дарственном, так и в городском масштабе будет непросто. Тем не менее, аналитики советуют начинать с мегаполисов — да и вообще начинать, ведь только тогда будет заметно, где у реформы тонко…


Комментариев: 0    Просмотров: 631

Оставить коментарий:

Ваше имя:
Комментарий:

kcaptcha обновить картинку


Код введен неверно

 
Повторите ввод комментария (нецензурная лексика запрещена).


Подписка на рассылку

Выберите рассылки:

Новости, статьи, обзоры
Объекты недвижимости

Введите корректный e-mail

Следите за нами

facebook twitter vkontakte google plus