Недвижимость в Киеве и Украине - KANZAS.UA
arrow arrow arrow Аренда торговой недвижимости: государство взялось за ставки

Аренда торговой недвижимости: государство взялось за ставки




В начале марта на сайте Госкомпредпринимательства для обсуждения и внесения предложений был опубликован проект постановления Кабмина «О мерах относительно стабилизации цен за предоставление (аренду) торговых помещений (площадей) в торговых объектах, на рынках по продаже продовольственных и непродовольственных товаров в условиях финансово-экономического кризиса». Согласно документу, устанавливаются предельные уровни арендных ставок на эти помещения, не превышающие 20% рентабельности. Минэкономики и Госкомпредпринимательства должны будут в течение двух недель после вступления постановления в силу разработать методику расчета цен.
 
Отметим, что авторы проекта не разграничивают торговые площади (рынки) и современные торговые центры, коммунальные и частные торговые объекты. В то же время, как отметил Александр Субботин, адвокат юридической компании «Тарасов и партнеры», «согласно законодательству, владельцы объектов разных видов собственности не могут влиять на права другого». К примеру, государство не может влиять на владельцев коммунальной или частной собственности, т.е. органы местного самоуправления и частные лица соответственно (установление фиксированных цен на аренду также ограничивает права собственников недвижимого имущества). Исключением являются разве что случаи, четко урегулированные законодательством, например, лишение прав собственности в общественных целях либо конфискация по решению суда.
 
В то же время, Юрий Потапенко, юрист международной консалтинговой компании DTZ, отмечает, что рассматриваемое постановление нельзя назвать незаконным. «И согласно Закону «О ценах и ценообразовании», и согласно Хозяйственному кодексу, государство вправе осуществлять госрегулирование цен, в частности, способом, предусмотренным в проекте постановления», – говорит он.
 
В свою очередь, как заметила Наталия Миколайчук, старший агент отдела торговой недвижимости компании DTZ, «рынок должен регулироваться естественными процессами, что, в общем-то, уже и происходит: если арендодатель видит, что арендатор не в состоянии на каком-то этапе оплачивать установленную аренду, и при этом смена его на более финансово состоятельного невозможна, в связи с отсутствием такового в условиях финансово-экономического кризиса, арендодатель сам заинтересован в сохранении арендатора путем нахождения компромисса в их финансовых взаимоотношениях».
Отметим, что, по данным международной консалтинговой компании в сфере коммерческой недвижимости CB Richard Ellis, в IV квартале 2008 г. владельцы некоторых ТЦ вынуждены были снизить арендные ставки на 25-30%. Также на рынке коммерческой недвижимости наблюдается тенденция к переходу с фиксированных арендных ставок на плавающие, которые состоят из фиксированной части и процента от товарооборота.
 
Что касается рынков, то их хозяева говорят, что их рентабельность по документам и так не превышает 20%. Поэтому смысла в госрегулировании стоимости аренды торговых мест они также не видят.
 
Интересно, что в пояснительной записке к проекту постановления отмечается, что документ был разработан Госкомпредпринимательства «в связи с многочисленными обращениями», которые поступили в его адрес от общественных организаций, союзов, а также предпринимателей, обеспокоенных чрезмерным увеличением стоимости аренды торговых мест и услуг, которые предоставляются рынкам (торговыми центрами, комплексами и т.д.).
 
В любом случае, решение Кабмином уже принято (по данным Госкомитета, это произошло 5 марта). Но после того как 11 марта проект отправили для регистрации в Минюст, его судьба в буквальном смысле «покрылась мраком».
 
Как заметил А.Субботин, даже если госрегулирование арендной платы теоретически станет возможным, «думаю, наши предприниматели и коммунальные предприятия найдут 400 «сравнительно честных» способов обойти такое ограничение». Например, установление официальной цены аренды в рамках определенных государством границ с одновременным использованием «дополнительной» стоимости. Отказ же арендатора платить «дополнительную» цену будет побуждать отказ со стороны собственника предоставить площадь в аренду.
 
«Эта схема работает активно и сейчас. Причем как в случае с государственной и коммунальной собственностью, так и с частной, с той одной разницей, что в первом случае деньги попадают в карман чиновника, а не в бюджет, а во втором — собственник экономит на налогах», — рассказал А.Субботин. Именно поэтому принятие решения о регулировании цен на аренду торговых площадей не будет иметь никакого результата, хотя возможно подобные инициативы и имеют благую цель.


Комментариев: 0    Просмотров: 430

Оставить коментарий:

Ваше имя:
Комментарий:

kcaptcha обновить картинку


Код введен неверно

 
Повторите ввод комментария (нецензурная лексика запрещена).


Подписка на рассылку

Выберите рассылки:

Новости, статьи, обзоры
Объекты недвижимости

Введите корректный e-mail

Следите за нами

facebook twitter vkontakte google plus