Недвижимость в Киеве и Украине - KANZAS.UA
arrow arrow arrow Российский опыт для украинских риелторов

Российский опыт для украинских риелторов

Однако прожил он недолго: в конечном итоге от него отказались. Что и кто в России сегодня дает право заниматься риелторской деятельностью? Насколько устраивает ныне действующие на российском рынке недвижимости правила игроков и потребителей? Об этом рассказал один из разработчиков российской системы сертификаций, вице-президент Российской гильдии риелторов (РГР) и член комитета по разрешению споров РГР, президент компании Савва (г. Москва) Константин Апрелев.

Какие требования к риелторам определены в России на законодательном уровне?

На сегодняшний день каких-то специфических требований к доступу к профессии в России не существует.

Тогда как же потребители могут доверять человеку, предоставляющему риелторские услуги?

Критерием оценки качества и квалификации риелторов является его членство в национальной ассоциации - Российской гильдии риелторов. Плюс специальная система, созданная профессионалами самостоятельно, - система добровольной сертификации, которая зарегистрирована в Госстандарте. Ею определены стандарты, в соответствие с которыми надлежит оказывать услуги.

Существует ли в России какой-то орган наподобие Риелторской палаты?

Если вы имеете в виду некую надстройку над ассоциацией, то таких органов нет. Потому что Риелторская палата создается, исходя из предполагаемого законодательного регулирования, чего в России нет. Существует национальная ассоциация, в которую входят 45 региональных ассоциаций. В свою очередь в региональные ассоциации входят муниципальные ассоциации, то есть ассоциации городов.

Кто же из них сертифицирует рядового риелтора?

Рядового риелтора сертифицирует непосредственно орган по сертификации, находящийся на территории того или иного региона. А правила сертификации издает Российская гильдия риелторов.

В Украине многие знают, что в России был некий Закон, который впоследствии отменили. Что показала практика применения этого Закона?

Это правда, с 1995 по 2002 годы был Закон, который определял порядок лицензирования. Это законодательство имело достоинства и недостатки. Фактически государство сосредоточилось на контроле за входом на рынок. Но поскольку вся деятельность риелторов не опиралась на профессиональные стандарты, то невозможно было добиться качества выполнения определенных требований.

Собственно говоря, без профессионального стандарта, без развития системы нормотворчества в сфере оказания услуг при совершении совместных сделок услуга не может быть качественной. Поэтому система лицензирования не гарантировала потребителям качества работы риелторов. В отличие от добровольной сертификации, которая предполагает определение квалификации всех сотрудников агентства недвижимости, в том числе и агента, и брокера. Аттестация брокера связана с вопросом об опыте - брокер должен обязательно иметь опыт работы в качестве агента в течение двух лет. После этого он, по сути, может открывать собственный бизнес. Агент свой бизнес открывать не может - он может работать на рынке только имея договор с брокером, получая часть делегированных полномочий.

Таким образом, во-первых, требуется уровень образования, во-вторых, наличие обязательного страхования профессиональной ответственности компании, оказывающей услуги. В-третьих, обязательное условие - при всех региональных органах обязательно существуют комиссии по разрешению споров. Это, по сути, досудебный орган, в который может обратиться любой потребитель. В любом договоре с сертифицированной риелторской компанией в обязательном порядке прописывается право клиента обратиться за разрешением спора в комитет по разрешению споров. И в том случае, если такой комитет, по сути, дисциплинарная комиссия, примет решение, что услуга оказана с нарушениями, специалист может быть подвергнут определенным санкциям.

Кроме этого, есть общественный орган, называемый Наблюдательным советом в системе сертификации. Наблюдательные советы есть на федеральном уровне. Они проверяют нормативные документы ассоциации на предмет антимонопольного законодательства и на предмет возможного ущемления прав потребителя. А на региональном уровне существует управляющий совет органов по сертификации. Для лучшего понимания: есть исполнители, которые готовят документы, а есть управляющий совет. В составе управляющего совета пятьдесят процентов - профессионалы, а пятьдесят - это представители потребительских союзов и общественных организаций, не относящихся к профессиональной риелторской деятельности.

Таким образом, обеспечивается легитимное принятие решений. Благодаря этому вся организация становится прозрачной для гражданского общества - с точки зрения антимонопольного законодательства и корректности принимаемых решений. Таким образом, обеспечивается обратная связь: есть контроль над деятельностью организаций, надзор над договорной базой компаний, которой они и пользуются, есть требования к квалификации специалистов, работающих в этой области, и есть требования к помещениям, в которых оказываются услуги. То есть, стандарт есть, и он очень широкий.

Прописать в Законе национальный стандарт полностью, с моей точки зрения, невозможно. Именно потому я считаю, что добровольная система сертификации гораздо лучше законодательного регулирования. Законодательное регулирование должно вырастать, исходя из опыта специалистов. А когда мы находимся в состоянии очень слаборазвитого рынка услуг в этой отрасли, очень сложно написать корректный Закон, который бы регулировал риелторскую деятельность. На мой взгляд, здесь нужно отталкиваться от прецедентного права: мы создаем систему добровольной сертификации, а в том случае, если она оправдает себя на уровне России, то следующим шагом станет законодательное закрепление сложившейся практики, в отличии от подхода, в котором реализуется сначала законодательное регулирование. Не пройдя этот этап, можно допустить очень много ошибок в законодательном регулировании.

Насколько Вам комфортно работать в такой, как мне кажется, сложной системе допуска?

Почему же сложной? Она на самом деле очень простая. Ведь в ней есть абсолютно понятные требования. Только такая система может обеспечить качество услуг.

А российские потребители знают об этой системе?

Думаю, в этом вопросе невозможен однозначный подход. Вот мы делали опрос, который показал, что на самом деле только пятьдесят процентов российских потребителе знают, что такое риелтор. Потому говорить о том, что они знают эту систему, наверное, пока преждевременно. Ведь люди прибегают к риелторской услуге, может быть, один раз в жизни, продавая жилье. Они решают свои проблемы только тогда, когда они у них возникают. И потому для них - был ли, есть Закон, нет его - от этого ничего не изменилось. Количество людей, которые знают риелтора, что он делает, возрастает со временем, независимо от того, есть Закон или его нет.

В моем понимании, для того, чтобы профессия могла на рынке закрепиться, Закон совсем не нужен. Есть большое количество сфер в Европе, которые не регулируются законодательством, тем не менее они уважаемые и существуют.

Скажите, Вам лично приходиться участвовать в работе сертификационных риелторских органов?

Безусловно, я вхожу в управляющий совет системы сертификаций, являюсь членом комитета по разрешению споров Российской гильдии риелторов. Более того, мне довелось разрабатывать всю систему сертификаций, то есть практически являюсь ее основным разработчиком.

Много ли жалоб поступает от потребителей? Часто приходится лишать риелторов сертификата?

Знаете, практически нет жалоб. Это нормально. Вот мы проанализировали ситуацию на уровне Москвы, московского региона. Оказалось, что за весь год было порядка восемнадцати жалоб. Это на рынке, на котором совершается сто двадцать тысяч сделок в год! А есть регионы, где нет жалоб вообще. Поймите, что система сертификации только развивается. Мы всего пятьдесят процентов субъектов федерации покрываем, поэтому говорить о ее эффективности пока рано.

Скажите, был ли разработан кодекс этики риелтора?

Естественно, он был разработан еще в самом начале существования системы добровольной сертификации. В него ежегодно вносятся поправки. Собственно, на базе кодекса этики и были разработаны стандарты практики. С моей точки зрения, без кодекса этики и стандартов практики ни работать, ни дискутировать было бы невозможно.

Как сегодня складывается система стоимости риелторских услуг в России? Как и прежде, от окончательной сумы стоимости объекта, даже если риелтор действует в интересах покупателя?

По-разному. Все зависит от набора услуг. На самом деле очень многие компании обсуждают стоимость услуг не на основании тарифов или процентов, а на основании объема работы, который предстоит сделать. Да, если они действуют на стороне покупателя, то они получают вознаграждение от покупателя, если на стороне продавца, то - от него. Это как бы основные стандарты, которые позволяют выстроить очень четкие прозрачные отношения.

Со стороны продавца - понятно: чем выше стоимость продаваемого объекта, тем лучше. Но на сколько правомерно, что процент комиссионных риелтора, действующего со стороны покупателя, тоже исчисляется от общей стоимости объекта?

Это может быть прогрессивный процент, а могут быть какие-то ставки. Как раз в отношении оплаты услуг мы считаем, что не может быть каких-то фиксированных, закрепленных цифр. Это реальная практика, и каждый раз услуга разная. Одно дело разделить пятикомнатную квартиру, и другое дело - просто продать квартиру. Это две разных услуги. Одно дело продать однокомнатную квартиру при наличии полной суммы для оплаты, а другое дело - продает ее с использованием кредита. И так далее. Да, возможны, скажем, некоторые шаблоны, которые риелторы при этом используют, - в виде процентов от стоимости недвижимости. Но шаблон, который работает в сегменте жилья, совершенно неприемлем для коммерческой недвижимости.

Считают ли участники рынка, в частности, покупатели и продавцы, что стоимость услуг российских риелторов влияет на рост цен на рынке недвижимости?

Стоимость услуг является частью той стоимости, которую должен потратить покупатель при покупке, а продавец - в части своего дохода. Но на рост цен на рынке это не влияет. Этот рост как бы живет совершенно другой жизнью. Услуги риелторов сколько стоили, столько и стоят. Тем более, что не все люди обращаются к риелторам, а только определенная часть из них.

Однако прожил он недолго: в конечном итоге от него отказались. Что и кто в России сегодня дает право заниматься риелторской деятельностью? Насколько устраивает ныне действующие на российском рынке недвижимости правила игроков и потребителей? Об этом рассказал один из разработчиков российской системы сертификаций, вице-президент Российской гильдии риелторов (РГР) и член комитета по разрешению споров РГР, президент компании Савва (г. Москва) Константин Апрелев.

Какие требования к риелторам определены в России на законодательном уровне?

На сегодняшний день каких-то специфических требований к доступу к профессии в России не существует.

Тогда как же потребители могут доверять человеку, предоставляющему риелторские услуги?

Критерием оценки качества и квалификации риелторов является его членство в национальной ассоциации - Российской гильдии риелторов. Плюс специальная система, созданная профессионалами самостоятельно, - система добровольной сертификации, которая зарегистрирована в Госстандарте. Ею определены стандарты, в соответствие с которыми надлежит оказывать услуги.

Существует ли в России какой-то орган наподобие Риелторской палаты?

Если вы имеете в виду некую надстройку над ассоциацией, то таких органов нет. Потому что Риелторская палата создается, исходя из предполагаемого законодательного регулирования, чего в России нет. Существует национальная ассоциация, в которую входят 45 региональных ассоциаций. В свою очередь в региональные ассоциации входят муниципальные ассоциации, то есть ассоциации городов.

Кто же из них сертифицирует рядового риелтора?

Рядового риелтора сертифицирует непосредственно орган по сертификации, находящийся на территории того или иного региона. А правила сертификации издает Российская гильдия риелторов.

В Украине многие знают, что в России был некий Закон, который впоследствии отменили. Что показала практика применения этого Закона?

Это правда, с 1995 по 2002 годы был Закон, который определял порядок лицензирования. Это законодательство имело достоинства и недостатки. Фактически государство сосредоточилось на контроле за входом на рынок. Но поскольку вся деятельность риелторов не опиралась на профессиональные стандарты, то невозможно было добиться качества выполнения определенных требований.

Собственно говоря, без профессионального стандарта, без развития системы нормотворчества в сфере оказания услуг при совершении совместных сделок услуга не может быть качественной. Поэтому система лицензирования не гарантировала потребителям качества работы риелторов. В отличие от добровольной сертификации, которая предполагает определение квалификации всех сотрудников агентства недвижимости, в том числе и агента, и брокера. Аттестация брокера связана с вопросом об опыте - брокер должен обязательно иметь опыт работы в качестве агента в течение двух лет. После этого он, по сути, может открывать собственный бизнес. Агент свой бизнес открывать не может - он может работать на рынке только имея договор с брокером, получая часть делегированных полномочий.

Таким образом, во-первых, требуется уровень образования, во-вторых, наличие обязательного страхования профессиональной ответственности компании, оказывающей услуги. В-третьих, обязательное условие - при всех региональных органах обязательно существуют комиссии по разрешению споров. Это, по сути, досудебный орган, в который может обратиться любой потребитель. В любом договоре с сертифицированной риелторской компанией в обязательном порядке прописывается право клиента обратиться за разрешением спора в комитет по разрешению споров. И в том случае, если такой комитет, по сути, дисциплинарная комиссия, примет решение, что услуга оказана с нарушениями, специалист может быть подвергнут определенным санкциям.

Кроме этого, есть общественный орган, называемый Наблюдательным советом в системе сертификации. Наблюдательные советы есть на федеральном уровне. Они проверяют нормативные документы ассоциации на предмет антимонопольного законодательства и на предмет возможного ущемления прав потребителя. А на региональном уровне существует управляющий совет органов по сертификации. Для лучшего понимания: есть исполнители, которые готовят документы, а есть управляющий совет. В составе управляющего совета пятьдесят процентов - профессионалы, а пятьдесят - это представители потребительских союзов и общественных организаций, не относящихся к профессиональной риелторской деятельности.

Таким образом, обеспечивается легитимное принятие решений. Благодаря этому вся организация становится прозрачной для гражданского общества - с точки зрения антимонопольного законодательства и корректности принимаемых решений. Таким образом, обеспечивается обратная связь: есть контроль над деятельностью организаций, надзор над договорной базой компаний, которой они и пользуются, есть требования к квалификации специалистов, работающих в этой области, и есть требования к помещениям, в которых оказываются услуги. То есть, стандарт есть, и он очень широкий.

Прописать в Законе национальный стандарт полностью, с моей точки зрения, невозможно. Именно потому я считаю, что добровольная система сертификации гораздо лучше законодательного регулирования. Законодательное регулирование должно вырастать, исходя из опыта специалистов. А когда мы находимся в состоянии очень слаборазвитого рынка услуг в этой отрасли, очень сложно написать корректный Закон, который бы регулировал риелторскую деятельность. На мой взгляд, здесь нужно отталкиваться от прецедентного права: мы создаем систему добровольной сертификации, а в том случае, если она оправдает себя на уровне России, то следующим шагом станет законодательное закрепление сложившейся практики, в отличии от подхода, в котором реализуется сначала законодательное регулирование. Не пройдя этот этап, можно допустить очень много ошибок в законодательном регулировании.

Насколько Вам комфортно работать в такой, как мне кажется, сложной системе допуска?

Почему же сложной? Она на самом деле очень простая. Ведь в ней есть абсолютно понятные требования. Только такая система может обеспечить качество услуг.

А российские потребители знают об этой системе?

Думаю, в этом вопросе невозможен однозначный подход. Вот мы делали опрос, который показал, что на самом деле только пятьдесят процентов российских потребителе знают, что такое риелтор. Потому говорить о том, что они знают эту систему, наверное, пока преждевременно. Ведь люди прибегают к риелторской услуге, может быть, один раз в жизни, продавая жилье. Они решают свои проблемы только тогда, когда они у них возникают. И потому для них - был ли, есть Закон, нет его - от этого ничего не изменилось. Количество людей, которые знают риелтора, что он делает, возрастает со временем, независимо от того, есть Закон или его нет.

В моем понимании, для того, чтобы профессия могла на рынке закрепиться, Закон совсем не нужен. Есть большое количество сфер в Европе, которые не регулируются законодательством, тем не менее они уважаемые и существуют.

Скажите, Вам лично приходиться участвовать в работе сертификационных риелторских органов?

Безусловно, я вхожу в управляющий совет системы сертификаций, являюсь членом комитета по разрешению споров Российской гильдии риелторов. Более того, мне довелось разрабатывать всю систему сертификаций, то есть практически являюсь ее основным разработчиком.

Много ли жалоб поступает от потребителей? Часто приходится лишать риелторов сертификата?

Знаете, практически нет жалоб. Это нормально. Вот мы проанализировали ситуацию на уровне Москвы, московского региона. Оказалось, что за весь год было порядка восемнадцати жалоб. Это на рынке, на котором совершается сто двадцать тысяч сделок в год! А есть регионы, где нет жалоб вообще. Поймите, что система сертификации только развивается. Мы всего пятьдесят процентов субъектов федерации покрываем, поэтому говорить о ее эффективности пока рано.

Скажите, был ли разработан кодекс этики риелтора?

Естественно, он был разработан еще в самом начале существования системы добровольной сертификации. В него ежегодно вносятся поправки. Собственно, на базе кодекса этики и были разработаны стандарты практики. С моей точки зрения, без кодекса этики и стандартов практики ни работать, ни дискутировать было бы невозможно.

Как сегодня складывается система стоимости риелторских услуг в России? Как и прежде, от окончательной сумы стоимости объекта, даже если риелтор действует в интересах покупателя?

По-разному. Все зависит от набора услуг. На самом деле очень многие компании обсуждают стоимость услуг не на основании тарифов или процентов, а на основании объема работы, который предстоит сделать. Да, если они действуют на стороне покупателя, то они получают вознаграждение от покупателя, если на стороне продавца, то - от него. Это как бы основные стандарты, которые позволяют выстроить очень четкие прозрачные отношения.

Со стороны продавца - понятно: чем выше стоимость продаваемого объекта, тем лучше. Но на сколько правомерно, что процент комиссионных риелтора, действующего со стороны покупателя, тоже исчисляется от общей стоимости объекта?

Это может быть прогрессивный процент, а могут быть какие-то ставки. Как раз в отношении оплаты услуг мы считаем, что не может быть каких-то фиксированных, закрепленных цифр. Это реальная практика, и каждый раз услуга разная. Одно дело разделить пятикомнатную квартиру, и другое дело - просто продать квартиру. Это две разных услуги. Одно дело продать однокомнатную квартиру при наличии полной суммы для оплаты, а другое дело - продает ее с использованием кредита. И так далее. Да, возможны, скажем, некоторые шаблоны, которые риелторы при этом используют, - в виде процентов от стоимости недвижимости. Но шаблон, который работает в сегменте жилья, совершенно неприемлем для коммерческой недвижимости.

Считают ли участники рынка, в частности, покупатели и продавцы, что стоимость услуг российских риелторов влияет на рост цен на рынке недвижимости?

Стоимость услуг является частью той стоимости, которую должен потратить покупатель при покупке, а продавец - в части своего дохода. Но на рост цен на рынке это не влияет. Этот рост как бы живет совершенно другой жизнью. Услуги риелторов сколько стоили, столько и стоят. Тем более, что не все люди обращаются к риелторам, а только определенная часть из них.

Однако прожил он недолго: в конечном итоге от него отказались. Что и кто в России сегодня дает право заниматься риелторской деятельностью? Насколько устраивает ныне действующие на российском рынке недвижимости правила игроков и потребителей? Об этом рассказал один из разработчиков российской системы сертификаций, вице-президент Российской гильдии риелторов (РГР) и член комитета по разрешению споров РГР, президент компании Савва (г. Москва) Константин Апрелев.

Какие требования к риелторам определены в России на законодательном уровне?

На сегодняшний день каких-то специфических требований к доступу к профессии в России не существует.

Тогда как же потребители могут доверять человеку, предоставляющему риелторские услуги?

Критерием оценки качества и квалификации риелторов является его членство в национальной ассоциации - Российской гильдии риелторов. Плюс специальная система, созданная профессионалами самостоятельно, - система добровольной сертификации, которая зарегистрирована в Госстандарте. Ею определены стандарты, в соответствие с которыми надлежит оказывать услуги.

Существует ли в России какой-то орган наподобие Риелторской палаты?

Если вы имеете в виду некую надстройку над ассоциацией, то таких органов нет. Потому что Риелторская палата создается, исходя из предполагаемого законодательного регулирования, чего в России нет. Существует национальная ассоциация, в которую входят 45 региональных ассоциаций. В свою очередь в региональные ассоциации входят муниципальные ассоциации, то есть ассоциации городов.

Кто же из них сертифицирует рядового риелтора?

Рядового риелтора сертифицирует непосредственно орган по сертификации, находящийся на территории того или иного региона. А правила сертификации издает Российская гильдия риелторов.

В Украине многие знают, что в России был некий Закон, который впоследствии отменили. Что показала практика применения этого Закона?

Это правда, с 1995 по 2002 годы был Закон, который определял порядок лицензирования. Это законодательство имело достоинства и недостатки. Фактически государство сосредоточилось на контроле за входом на рынок. Но поскольку вся деятельность риелторов не опиралась на профессиональные стандарты, то невозможно было добиться качества выполнения определенных требований.

Собственно говоря, без профессионального стандарта, без развития системы нормотворчества в сфере оказания услуг при совершении совместных сделок услуга не может быть качественной. Поэтому система лицензирования не гарантировала потребителям качества работы риелторов. В отличие от добровольной сертификации, которая предполагает определение квалификации всех сотрудников агентства недвижимости, в том числе и агента, и брокера. Аттестация брокера связана с вопросом об опыте - брокер должен обязательно иметь опыт работы в качестве агента в течение двух лет. После этого он, по сути, может открывать собственный бизнес. Агент свой бизнес открывать не может - он может работать на рынке только имея договор с брокером, получая часть делегированных полномочий.

Таким образом, во-первых, требуется уровень образования, во-вторых, наличие обязательного страхования профессиональной ответственности компании, оказывающей услуги. В-третьих, обязательное условие - при всех региональных органах обязательно существуют комиссии по разрешению споров. Это, по сути, досудебный орган, в который может обратиться любой потребитель. В любом договоре с сертифицированной риелторской компанией в обязательном порядке прописывается право клиента обратиться за разрешением спора в комитет по разрешению споров. И в том случае, если такой комитет, по сути, дисциплинарная комиссия, примет решение, что услуга оказана с нарушениями, специалист может быть подвергнут определенным санкциям.

Кроме этого, есть общественный орган, называемый Наблюдательным советом в системе сертификации. Наблюдательные советы есть на федеральном уровне. Они проверяют нормативные документы ассоциации на предмет антимонопольного законодательства и на предмет возможного ущемления прав потребителя. А на региональном уровне существует управляющий совет органов по сертификации. Для лучшего понимания: есть исполнители, которые готовят документы, а есть управляющий совет. В составе управляющего совета пятьдесят процентов - профессионалы, а пятьдесят - это представители потребительских союзов и общественных организаций, не относящихся к профессиональной риелторской деятельности.

Таким образом, обеспечивается легитимное принятие решений. Благодаря этому вся организация становится прозрачной для гражданского общества - с точки зрения антимонопольного законодательства и корректности принимаемых решений. Таким образом, обеспечивается обратная связь: есть контроль над деятельностью организаций, надзор над договорной базой компаний, которой они и пользуются, есть требования к квалификации специалистов, работающих в этой области, и есть требования к помещениям, в которых оказываются услуги. То есть, стандарт есть, и он очень широкий.

Прописать в Законе национальный стандарт полностью, с моей точки зрения, невозможно. Именно потому я считаю, что добровольная система сертификации гораздо лучше законодательного регулирования. Законодательное регулирование должно вырастать, исходя из опыта специалистов. А когда мы находимся в состоянии очень слаборазвитого рынка услуг в этой отрасли, очень сложно написать корректный Закон, который бы регулировал риелторскую деятельность. На мой взгляд, здесь нужно отталкиваться от прецедентного права: мы создаем систему добровольной сертификации, а в том случае, если она оправдает себя на уровне России, то следующим шагом станет законодательное закрепление сложившейся практики, в отличии от подхода, в котором реализуется сначала законодательное регулирование. Не пройдя этот этап, можно допустить очень много ошибок в законодательном регулировании.

Насколько Вам комфортно работать в такой, как мне кажется, сложной системе допуска?

Почему же сложной? Она на самом деле очень простая. Ведь в ней есть абсолютно понятные требования. Только такая система может обеспечить качество услуг.

А российские потребители знают об этой системе?

Думаю, в этом вопросе невозможен однозначный подход. Вот мы делали опрос, который показал, что на самом деле только пятьдесят процентов российских потребителе знают, что такое риелтор. Потому говорить о том, что они знают эту систему, наверное, пока преждевременно. Ведь люди прибегают к риелторской услуге, может быть, один раз в жизни, продавая жилье. Они решают свои проблемы только тогда, когда они у них возникают. И потому для них - был ли, есть Закон, нет его - от этого ничего не изменилось. Количество людей, которые знают риелтора, что он делает, возрастает со временем, независимо от того, есть Закон или его нет.

В моем понимании, для того, чтобы профессия могла на рынке закрепиться, Закон совсем не нужен. Есть большое количество сфер в Европе, которые не регулируются законодательством, тем не менее они уважаемые и существуют.

Скажите, Вам лично приходиться участвовать в работе сертификационных риелторских органов?

Безусловно, я вхожу в управляющий совет системы сертификаций, являюсь членом комитета по разрешению споров Российской гильдии риелторов. Более того, мне довелось разрабатывать всю систему сертификаций, то есть практически являюсь ее основным разработчиком.

Много ли жалоб поступает от потребителей? Часто приходится лишать риелторов сертификата?

Знаете, практически нет жалоб. Это нормально. Вот мы проанализировали ситуацию на уровне Москвы, московского региона. Оказалось, что за весь год было порядка восемнадцати жалоб. Это на рынке, на котором совершается сто двадцать тысяч сделок в год! А есть регионы, где нет жалоб вообще. Поймите, что система сертификации только развивается. Мы всего пятьдесят процентов субъектов федерации покрываем, поэтому говорить о ее эффективности пока рано.

Скажите, был ли разработан кодекс этики риелтора?

Естественно, он был разработан еще в самом начале существования системы добровольной сертификации. В него ежегодно вносятся поправки. Собственно, на базе кодекса этики и были разработаны стандарты практики. С моей точки зрения, без кодекса этики и стандартов практики ни работать, ни дискутировать было бы невозможно.

Как сегодня складывается система стоимости риелторских услуг в России? Как и прежде, от окончательной сумы стоимости объекта, даже если риелтор действует в интересах покупателя?

По-разному. Все зависит от набора услуг. На самом деле очень многие компании обсуждают стоимость услуг не на основании тарифов или процентов, а на основании объема работы, который предстоит сделать. Да, если они действуют на стороне покупателя, то они получают вознаграждение от покупателя, если на стороне продавца, то - от него. Это как бы основные стандарты, которые позволяют выстроить очень четкие прозрачные отношения.

Со стороны продавца - понятно: чем выше стоимость продаваемого объекта, тем лучше. Но на сколько правомерно, что процент комиссионных риелтора, действующего со стороны покупателя, тоже исчисляется от общей стоимости объекта?

Это может быть прогрессивный процент, а могут быть какие-то ставки. Как раз в отношении оплаты услуг мы считаем, что не может быть каких-то фиксированных, закрепленных цифр. Это реальная практика, и каждый раз услуга разная. Одно дело разделить пятикомнатную квартиру, и другое дело - просто продать квартиру. Это две разных услуги. Одно дело продать однокомнатную квартиру при наличии полной суммы для оплаты, а другое дело - продает ее с использованием кредита. И так далее. Да, возможны, скажем, некоторые шаблоны, которые риелторы при этом используют, - в виде процентов от стоимости недвижимости. Но шаблон, который работает в сегменте жилья, совершенно неприемлем для коммерческой недвижимости.

Считают ли участники рынка, в частности, покупатели и продавцы, что стоимость услуг российских риелторов влияет на рост цен на рынке недвижимости?

Стоимость услуг является частью той стоимости, которую должен потратить покупатель при покупке, а продавец - в части своего дохода. Но на рост цен на рынке это не влияет. Этот рост как бы живет совершенно другой жизнью. Услуги риелторов сколько стоили, столько и стоят. Тем более, что не все люди обращаются к риелторам, а только определенная часть из них.


Комментариев: 0    Просмотров: 194

Оставить коментарий:

Ваше имя:
Комментарий:

kcaptcha обновить картинку


Код введен неверно

 
Повторите ввод комментария (нецензурная лексика запрещена).


Подписка на рассылку

Выберите рассылки:

Новости, статьи, обзоры
Объекты недвижимости

Введите корректный e-mail

Следите за нами

facebook twitter vkontakte google plus