В этом году началась процедура банкротства двух олимпийских подрядчиков — НПО «Мостовик» и «Тоннельного отряда 44». А еще один - «Корпорация «Инжтрансстрой» - объявил о ликвидации. Обанкротился даже бывший министр России Олег Басин!
По сообщению российского издания "Ведомости", неприятности есть и у других компаний, строящих на бюджетные деньги. Некогда крупнейший в столице подрядчик по инфраструктурному строительству — "Мосинжирстрой" наачал ликвидацию. На грани банкротства его конкурент — НПО "Космос", практически прекратило деятельность ОАО "Горнопроходческих работ № 1" (ГПР-1). Падает прибыль у "Мостотреста", АРКС, "Ингеокома" и "Трансстроя", жалуются близкие к компаниям источники.
Строительная отрасль России переживает тяжелейший в истории кризис, констатируют авторы статьи. Почему оздатели инфраструктуры в Сочи и Москве разоряются, не получив адекватных доходов на миллиардных подрядах?
Главная проблема отрасли в том, что за время строительства стоимость объекта вырастает иногда в разы. Но госзаказчик это редко компенсирует, требуя исполнить контракт по твердой договорной цене, объясняют топ-менеджеры и владельцы крупных компаний. А основная причина роста цены — плохо просчитанные проекты, в которых то не учтут геологические особенности участка, то недооценят затраты на его подготовку.
В европейских странах четко выверенная система реализации строительных контрактов: сначала долго проектируют, затем расчищают территорию и только потом нанимают подрядчика — так он может просчитать все риски.
Представитель того же "Мостотреста" Владимир Власов определяет российскую тенденцию:"У нас получается быстро проектировать, зато стройка потом длится дольше и с большими издержками. Освобождение территории начинается в момент, когда строитель уже выходит на площадку, а динамичная работа собственников с органами власти начинается тогда, когда они увидят бульдозер или кран". Другой, не поименованный представитель крупного подрачика сообщает: "В Германии, если ты выиграл тендер, пришел на площадку, а она по каким-то причинам не освобождена, подрядчик прямиком пойдет в суд и выставит заказчику счет за свои трудозатраты. Но попробуй проделать этот "фокус" в России!".
Российские Олимпийские игры за шесть лет подготовки подорожали с первоначальных 314 млрд до 1,5 трлн руб., став самыми дорогими в истории. И 98% этих денег было направлено на строительство. Таких гигантских инвестиций за столь сжатый срок в постсоветской России прежде не было. Но мало кто из строителей сумел на них заработать.
Проектная документация, которая разыгрывалась в Сочи, была непроработанной, а экспертиза проектов происходила едва ли не в авральном порядке, поэтому стоимость строительства радикально отличалась от первоначальной, отвечает топ-менеджер одной из строительных компаний.
В итоге владелец «Инжтрансстроя», бывший министр строительства России Олег Басин, в феврале 2014 г. получил в Минтрансе медаль «За строительство транспортных объектов», а спустя месяц объявил, что ликвидирует компанию. Причину решения Басин объяснил «серьезными разногласиями с заказчиками о стоимости объектов, которые были возведены в Сочи». «Инжтрансстрой» построил в Сочи на бюджетные деньги 14 объектов, в том числе автомобильную дорогу от Красной Поляны к горному кластеру, Главный олимпийский медиацентр, гидротехнические комплексы в порту Сочи и в устье Мзымты и т. д. — общую сумму контрактов компании в Сочи Фонд борьбы с коррупцией оценивал более чем в 70 млрд руб. По его словам, место под олимпийские объекты в Имеретинской низменности выбрано неудачно: "сплошное болото глубиной до 40 м, получаются дорогостоящие фундаменты, коммуникации. И в горах тоже несладко. Казалось бы, гранит, твердые грунты, а там сплошные оползни. Приходится закладывать в проектах подпорные стенки, мощные буронабивные сваи, анкеры, нагели. Все это ведет к удорожанию".
Кроме того, заказчики легко меняли проекты: часто начинаешь один объект, а заканчиваешь другой, объяснял он. Например, на автомобильной дороге от Красной Поляны к горной олимпийской деревне появилось два тоннеля, которые не предусматривались ранее.
Омское НПО «Мостовик», подавшее заявление о банкротстве вскоре после «Инжтрансстроя», тоже объяснило свой шаг «завершением крупных проектов, многие из которых имели убытки». В Сочи «Мостовик» получил контракты примерно на 70 млрд руб. и сдал к Олимпиаде десяток объектов: ледовый стадион, санно-бобслейную трассу, сети, гостиницу на 700 мест и т. д., рассказывает представитель компании. Но ни один из них прибыли ей не принес.
Объяснить крах одной из крупнейших строительных организаций на юге России — «Тоннельного отряда 44» — оказалось некому. Ее руководительЛеван Гоглидзе арестован по обвинению в растрате бюджетных средств. В компании с февраля введена процедура наблюдения, она задолжала кредиторам миллиарды рублей.
Три несостоятельные компании — это только начало, вал новых банкротств еще впереди, уверен один из сочинских подрядчиков...