Недвижимость в Киеве и Украине - KANZAS.UA
arrow arrow arrow Коммунальные тарифы не повысятся

Коммунальные тарифы не повысятся

Причем – не перекладывая решения проблемы на кошелек простых украинцев. А также заверил, что тарифы для населения в следующем году не повысятся. Кстати, будущая оранжевая коалиция вообще планирует ликвидировать министерство – за ненадобностью.

ЖКХ Украины надо отдать инвесторам, а из украинцев – сделать эффективных собственников

- Какое текущее состояние отечественного ЖКХ?

ЖКХ находится в критическом состоянии. Изношенность оборудования, особенно котельного, очень высокая. В подобной ситуации канализация, водоснабжение.

Около 20-30% мы имеем потерь в тепловых сетях из-за устаревших труб. А в масштабах страны есть регионы, которые до 60% теряют. В конечном итоге все потери ложатся на плечи простых украинцев в виде увеличение оплат.

Следовательно, у государства есть 2 выхода. Или нам резко повышать тарифы, чтобы хоть как-то обеспечить выживание коммунальных предприятий. Или любыми способами пытаться сэкономить на уменьшении потерь и модернизации коммунальной сферы.

- В чем же инновационный подход начатой при вас реформы ЖКХ?

Первый приоритет - необходимо вложить в обновление основных фондов ЖКХ серьезные капитальные средства. Примерно 100 млрд. гривен. Государственная политика должна быть таковой, чтобы деньги найти за 3-4 года – пока еще не поздно. Среди них - 1/3 государственных средств, 2/3 деньги прямых инвесторов либо заемные ресурсы. Этими мерами мы решаем проблему с энергосбережением, устранением утечек, потерь. И можем нормально формировать себестоимость коммунальных тарифов.

Второй приоритет – реформирование отношений в сфере жилищного фонда. Сейчас государство должно постепенно уйти из управления жилищным фондом. Механизм: государство за свой счет осуществляет первый капитальный ремонт дома и передает в управление собственнику. А собственник - это население Украины, которое приватизировало более 80% жилья. Мы должны стимулировать создание ОСМД (объединения собственников многоэтажных домов), которые, как юридическое лицо, будут своими домами и управлять.

Третий приоритет – заставить закон работать. То есть, на законодательном уровне отрегулировать как модернизацию основных фондов, так и комфортные условия для существования ОСМД.

- Какой механизм привлечения денег инвесторов? Мы уже имели печальный опыт передачи коммунальных предприятий инвесторам, которые не выполняли обязательств…

Механизм привлечения инвесторов простой: если у государства нет возможности поддержать коммунальные предприятия за счет своих ресурсов, то надо сказать бизнесу - берите на условиях концессии или аренды?

Пока что проблема в действующем законодательстве. На многих арендных предприятиях инвесторы просто бояться вкладывать деньги. Не верят, что завтра вложенные средства можно будет вернуть. Уже подготовлен Закон Украины Об особенностях передачи в концессию предприятий теплоэнергетики и водоснабжения Украины. С одной стороны, он защищает интересы государства, с другой – инвестора.

- Но вот вопрос: инвестор-то хочет заработать денег. На чем – на простых украинцах за счет повышения коммунальных тарифов?

Инвестор должен зарабатывать не за счет повышения тарифов, а на сэкономленных потерях.

КПД наших тепловых предприятий составляют 88%. А современные технологии дают до 95%. В сетях теряем 25-30%. Экономия в потерях – это напрямую доход инвестора.

Мало того, следует отдавать инвестору убыточное предприятие, поскольку именно у них большее количество неиспользованных резервов. И инвестиции, вложенные в обновление фондов взамен энергоемкого оборудования, окупятся достаточно быстро. Возьмем, к примеру, водоканал, где не заменялись насосы и электродвигатели. Вложения инвестора окупятся максимум за полтора года. Представляете какой потенциал! В каком бизнесе еще найдете такие возможности?

Кроме того, права населения гарантируются на законодательном уровне. В договоре об аренде или концессии выписывается, как и насколько инвестор может поднимать тарифы на свои услуги для людей.

С завтрашнего дня ЖЕКи уничтожать не надо

- Опыт показывает – ОСМД создаются, но им негде получить набор минимальных услуг, которые предоставляют ЖЕКи (сантехники, кровельщики). Что делать?

Сейчас модель в сфере ЖКХ такая. ЖЕК полный монополист по обслуживанию жилищного фонда. Что же мы видим дальше в сфере реформ? Появляется много юридических лиц ОСМД, которым необходимо предоставить услуги. На рынок выбрасываются предложения: нам нужны услуги. Появляются частные предприятия, которые готовы их оказать. То есть, государство, развивая рынок потребителей-ОСМД, одновременно развивает рынок поставщиков услуг. Конечно, мы не говорим про тепло и воду – это природные монополии.

- Иными словами, ЖЕКи полностью отойдут в небытие?

Коммунальные ЖЕКи должны изменить форму собственности. И стать частными предприятиями. Это опыт, который сегодня в Украине не в одном городе успешно существует. В этом перспектива будущего ЖЕКов. Однако не хочу говорить о том, что необходимо агрессивно заставлять менять форму собственности. В каждом городе может быть своя схема. Если ЖЕКи эффективно работают в коммунальной собственности – пускай остаются.

- То есть, мы не говорим – с завтрашнего дня ЖЕКи упраздняются?

Это было бы неправильно, хотя некоторые и предлагают так сделать. Сказать: через год никаких ЖЕКов. Позиция моя лично и министерства в том, что обязательно должен быть либеральный период.

- А кто будет контролировать ценовой уровень услуг, которые будут оказывать частные компании, появившиеся вместо ЖЕКов?

Это должно делать государство. В этом году мы наработали проекты законов, которые упорядочат тарифы.

Понимая, что платежеспособность населения невысокая, определим уровень рентабельности для частных компаний. Максимальный и минимальный. Это и есть рычаги управления ценовой политики.

- Предположим, что ЖЕК стал частной конторой. Но качество услуг-то вряд ли изменится – спецов своего дела нет…

Ну, с кадрами всегда есть вопросы. Но поверьте мне, что и в коммунальных предприятий есть специалисты, готовые оказывать качественные услуги за адекватное денежное вознаграждение.

Почему коммунальный сектор сегодня имеет такие проблемы? Ответ прост - нормированная зарплата, уравниловка. Человек получает одну и ту же сумму, независимо от обьема работы. А это неправильно.

И что получается в результате? Человек обращается с проблемой в коммунальный ЖЕК. Сотрудник ее устранит, но за это просто возьмет напрямую деньги. Вот вам и теневой оборот. В частной же фирме сделал заказ, к тебе сразу приехал специалист и под гарантию нужную работу выполнил. И все довольны.

Я говорю о том, что если ЖЕКи станут частными предприятиями, то они смогут конкурировать с частными фирмами. И если сравнить сотрудников ЖЕКов в коммунальной собственности с новой частной, то это другие люди, другое мышление, другая инициатива.

Кстати, в городе Комсомольске мы ежегодно проводим конкурс на право оказывать услуги (сантехнические, вывоз мусора, замена лампочек в подъезде) на определенной территории.

- Но сначала надо упорядочить механизм создания ОСМД, которые будут эти услуги заказывать. В чем основная загвоздка по стране?

Самая серьезная проблема – недоверие в обществе к самой системе объединения собственников домов. Для успешного развития реформ ЖКХ необходимо три главных партнера: население, органы местного самоуправления и государство. Однозначно необходимо работать с населением. Менять его ментальность в плане того, что частная собственность – это одновременно и право, и ответственность. И необходимо организовываться и управлять данным жилищным фондом.

Работа будет связана с проведением большой государственной политики в области информирования населения. Кроме того, следует провести обучение персонала, руководителей ОСББ.

Киев – архаичный город в сфере ЖКХ

- Насколько сложнее реформировать ЖКХ всей страны по сравнению с маленьким городом?

Мне не раз приходилось слышать, что, мол, одно дело маленький Комсомольск, где удалось провести реформы в жизнь, но совершенно иное – страна в целом. На самом же деле, жилищно-коммунальное хозяйство – это и есть малые, средние и 25 городов областного значения. Но даже те же большие города состоят из районов, которые полностью повторяют инфраструктуру маленького города. В большом городе, правда, сложно выстроить системный подход к реализации планов реформирования. И, на практике, позитивные преобразования в ЖКХ проявлены на уровне именно маленьких городов.

- А как же провести реформы в крупных городах?

С мегаполисами намного сложнее. Но мы запланировали следующий подход. В большом городе или столице Киеве мы выбираем часть жилого фонда ( в отдельных районах), где проводим все те образования, аналогичные малому городу. И на примере показываем: можно достигать конечного позитивного результата.

- Как продвигаются реформы ЖКХ в Киеве, наибольшем городе Украины?

В Киеве преобразования на сегодня широкого масштаба не имеют. Есть определенные нюансы. Те же ЖЕКи до последнего времени не имели статуса юридических лиц. Какие из них частные предприятия? У нас же в Комсомольске ЖЕКам предоставлен статус юрлица еще с 1995 года. То есть, то, что происходит сегодня в Киеве, для многих городов – это архаизм. Есть недоверие людей и к созданию ОСМД.

- Есть ли надежда, что уровень украинского ЖКХ приблизится к европейским нормам?

Мы обязаны когда-то это сделать. Но есть множество причин против этого. Для того, чтобы в стране проходили реформы, нужна стабильность. У нашего министерства, например, трижды за три года менялся юридический статус. И сейчас опять озвучиваются предположения, что будет не министерство, а другая форма – какой-то комитет. За три года я пятый руководитель отрасли.

Для того, чтобы был системный подход, нужен промежуток времени – на разработку реформ, их реализации. Для системы ЖКХ 4 года являются минимальным сроком для изменений.

Но нужна стабильная команда. Смена министра – это ладно. Но меняются люди, замы, начальники управлений. Невозможно в этой ситуации подойти системно. Кто-то должен в начале реформы взять на себя ответственность, а в конце за нее отчитаться.

Коммунальные тарифы в 2008 году не повысятся, как бы Россия не увеличивала цену на газ

- Вы утверждаете, что цена коммунальных тарифов в следующем году не повысится. Почему?

В условиях, когда цена на газ для населения остается старой (а на следующий год она будет оставаться старой), то нет объективных причин к повышению тарифов

- Но газ есть разный. Дешевый украинский для быта, и дорогой импортный – на отопление. Хочется разделить, о каком мы газе говорим?

Мы говорим о цене на два вида газа.

- Вы хотите сказать, что как бы Россия не подняла цены на газ, государство будет дотировать коммунальную сферу?

А в этом году так и делалось. Цена приобретения импортного газа одна, а коммунальные предприятия получают его по цене прошлого года.

Цена одного кубометра газа для коммунальной теплоэнергетики - 686 грн. с 1 июля 2006 года. И эти показатели заложены в бюджет-2008. Так что отопление и горячая вода для населения не подорожает.
- А с чем связано резкое повышение тарифов прошлой зимой?

Поясняю. Последнее повышение цены на газ для нужд населения произошло еще в июле 2006 года. Для того, чтобы поднять тариф, нужно пройти процедуру различных регуляторных актов. Это значит, что 2-3 месяца прошло между поднятием цены на газ и моментом голосования исполкома за поднятие тарифов. Вот и получилось, что газ подорожал летом, а основной всплеск повышения тарифов пришелся на 4 квартал 2006 года.

- Когда недавно старались разобраться в структуре газового долга перед Россией, то попытались свалить вину на население: мол, не платят. А как на самом деле?

Долг на сегодня коммунальных предприятий около 600 миллионов. Это текущая задолженность. Есть еще и долги прошлых лет. Что касается платежей населения, то наилучшая ситуация в Черновецкой области. Там проплата составляет более 100%. Наихудшая в Херсонской (61%).

Готова ли Украина к зиме? Не повторится ли у нас второй Алчевск?

И да, и нет. На сегодняшний день фактически все системы подготовлены. На 99,9% : котельные отремонтированы, трубы протестированы и проверены. Осталось только включить котельные. Но сказать, что аварий вообще не будет, невозможно. Такое всегда бывает. Отопительные системы – это железо.

А в алчевской аварии виноват во многом людской фактор. В корне неправильно устранялась сама авария

- Кстати, хватит Украине на зиму газа?

Думаю, этот вопрос лучше задать главе Минтопэнерго Юрию Бойко. Я не могу ответить. По данным, озвученным на заседании правительства, знаю, что проблем быть не должно.

Я стал министром, победив на конкурсе, а не благодаря связям

- О вашем назначении ходит множество легенд: победа в конкурсе, креатура кого-то из высокопоставленных регионалов. А на самом деле?

Я от премьер-министра несколько раз слышал о том, что моя кандидатура была выбрана среди многих других мэров городов, которые рассматривались на эту должность. Учитывая тот факт, что город Комсомольск имел ряд достижений (и не только в системе ЖКХ), то премьер-министр и вице-премьер остановились на моей кандидатуре.

У меня нет никаких связей, особых родственных отношений.

- В кулуарах ходила информация о том, что не обошлось без лоббизма известного бютовца Константин Жеваго?

Мы с господином Жеваго знакомы действительно давно – уже больше 15 лет. Он владеет Полтавским ГОК. Так получилось, что проблемы комбината и города Комсомольск были единым целым. И мы вместе их решали, поскольку по другому просто невозможно.

До сегодняшнего дня у меня с Жеваго очень хорошие и дружеские отношения. Однако никакого участия в моем назначении он не принимал.

- Вы прошли в новый парламент по списку ПР. Связано ли попадание в список с тем, что вы работали в Кабмине Януковича?

Я пришел на должность главы МинЖКХ беспартийным. Но, будучи человеком демократических устоев, считаю: не будет перспективы у государства, если оно развивается недемократическим путем, нарушается Конституция.

Потому, имея демократические взгляды, вступил весной этого года в Партию регионов.

- Готовы ли вы, как профессионал, остаться на должности и работать в оранжевом правительстве, если предложат?


Готов работать там, где посчитает нужным политсовет партии, будь то парламент или министерство. Мне не важна должность. Я переезжал в Киев на должность замминистра и считал, что вместе со своими коллегами могу сделать реальные изменения в системе ЖКХ. И готов решать эту проблему в любом качестве.
- Партия регионов готова находиться в оппозиции?


У партии был уже такой период. И достаточно недолгий. Я не знаю, как сложится ситуация, но уверен: сегодня альтернативы, с точки зрения эффективности государственного управления, Партии регионов нет. У сегодняшнего премьера все серьезные качества, чтобы управлять страной и вести ее к прогрессу. Янукович очень подготовленный человек, а стиль его управления заставляет активно работать всех остальных.

- Тяжело работать министром?

Работа министра, если к ней серьезно относится, – это работа на износ. 24 часа в сутки.


Беседовали Дмитрий КОРНЕЙЧУК, Елена ХОРОЛЬСКАЯ

Причем – не перекладывая решения проблемы на кошелек простых украинцев. А также заверил, что тарифы для населения в следующем году не повысятся. Кстати, будущая оранжевая коалиция вообще планирует ликвидировать министерство – за ненадобностью.

ЖКХ Украины надо отдать инвесторам, а из украинцев – сделать эффективных собственников

- Какое текущее состояние отечественного ЖКХ?

ЖКХ находится в критическом состоянии. Изношенность оборудования, особенно котельного, очень высокая. В подобной ситуации канализация, водоснабжение.

Около 20-30% мы имеем потерь в тепловых сетях из-за устаревших труб. А в масштабах страны есть регионы, которые до 60% теряют. В конечном итоге все потери ложатся на плечи простых украинцев в виде увеличение оплат.

Следовательно, у государства есть 2 выхода. Или нам резко повышать тарифы, чтобы хоть как-то обеспечить выживание коммунальных предприятий. Или любыми способами пытаться сэкономить на уменьшении потерь и модернизации коммунальной сферы.

- В чем же инновационный подход начатой при вас реформы ЖКХ?

Первый приоритет - необходимо вложить в обновление основных фондов ЖКХ серьезные капитальные средства. Примерно 100 млрд. гривен. Государственная политика должна быть таковой, чтобы деньги найти за 3-4 года – пока еще не поздно. Среди них - 1/3 государственных средств, 2/3 деньги прямых инвесторов либо заемные ресурсы. Этими мерами мы решаем проблему с энергосбережением, устранением утечек, потерь. И можем нормально формировать себестоимость коммунальных тарифов.

Второй приоритет – реформирование отношений в сфере жилищного фонда. Сейчас государство должно постепенно уйти из управления жилищным фондом. Механизм: государство за свой счет осуществляет первый капитальный ремонт дома и передает в управление собственнику. А собственник - это население Украины, которое приватизировало более 80% жилья. Мы должны стимулировать создание ОСМД (объединения собственников многоэтажных домов), которые, как юридическое лицо, будут своими домами и управлять.

Третий приоритет – заставить закон работать. То есть, на законодательном уровне отрегулировать как модернизацию основных фондов, так и комфортные условия для существования ОСМД.

- Какой механизм привлечения денег инвесторов? Мы уже имели печальный опыт передачи коммунальных предприятий инвесторам, которые не выполняли обязательств…

Механизм привлечения инвесторов простой: если у государства нет возможности поддержать коммунальные предприятия за счет своих ресурсов, то надо сказать бизнесу - берите на условиях концессии или аренды?

Пока что проблема в действующем законодательстве. На многих арендных предприятиях инвесторы просто бояться вкладывать деньги. Не верят, что завтра вложенные средства можно будет вернуть. Уже подготовлен Закон Украины Об особенностях передачи в концессию предприятий теплоэнергетики и водоснабжения Украины. С одной стороны, он защищает интересы государства, с другой – инвестора.

- Но вот вопрос: инвестор-то хочет заработать денег. На чем – на простых украинцах за счет повышения коммунальных тарифов?

Инвестор должен зарабатывать не за счет повышения тарифов, а на сэкономленных потерях.

КПД наших тепловых предприятий составляют 88%. А современные технологии дают до 95%. В сетях теряем 25-30%. Экономия в потерях – это напрямую доход инвестора.

Мало того, следует отдавать инвестору убыточное предприятие, поскольку именно у них большее количество неиспользованных резервов. И инвестиции, вложенные в обновление фондов взамен энергоемкого оборудования, окупятся достаточно быстро. Возьмем, к примеру, водоканал, где не заменялись насосы и электродвигатели. Вложения инвестора окупятся максимум за полтора года. Представляете какой потенциал! В каком бизнесе еще найдете такие возможности?

Кроме того, права населения гарантируются на законодательном уровне. В договоре об аренде или концессии выписывается, как и насколько инвестор может поднимать тарифы на свои услуги для людей.

С завтрашнего дня ЖЕКи уничтожать не надо

- Опыт показывает – ОСМД создаются, но им негде получить набор минимальных услуг, которые предоставляют ЖЕКи (сантехники, кровельщики). Что делать?

Сейчас модель в сфере ЖКХ такая. ЖЕК полный монополист по обслуживанию жилищного фонда. Что же мы видим дальше в сфере реформ? Появляется много юридических лиц ОСМД, которым необходимо предоставить услуги. На рынок выбрасываются предложения: нам нужны услуги. Появляются частные предприятия, которые готовы их оказать. То есть, государство, развивая рынок потребителей-ОСМД, одновременно развивает рынок поставщиков услуг. Конечно, мы не говорим про тепло и воду – это природные монополии.

- Иными словами, ЖЕКи полностью отойдут в небытие?

Коммунальные ЖЕКи должны изменить форму собственности. И стать частными предприятиями. Это опыт, который сегодня в Украине не в одном городе успешно существует. В этом перспектива будущего ЖЕКов. Однако не хочу говорить о том, что необходимо агрессивно заставлять менять форму собственности. В каждом городе может быть своя схема. Если ЖЕКи эффективно работают в коммунальной собственности – пускай остаются.

- То есть, мы не говорим – с завтрашнего дня ЖЕКи упраздняются?

Это было бы неправильно, хотя некоторые и предлагают так сделать. Сказать: через год никаких ЖЕКов. Позиция моя лично и министерства в том, что обязательно должен быть либеральный период.

- А кто будет контролировать ценовой уровень услуг, которые будут оказывать частные компании, появившиеся вместо ЖЕКов?

Это должно делать государство. В этом году мы наработали проекты законов, которые упорядочат тарифы.

Понимая, что платежеспособность населения невысокая, определим уровень рентабельности для частных компаний. Максимальный и минимальный. Это и есть рычаги управления ценовой политики.

- Предположим, что ЖЕК стал частной конторой. Но качество услуг-то вряд ли изменится – спецов своего дела нет…

Ну, с кадрами всегда есть вопросы. Но поверьте мне, что и в коммунальных предприятий есть специалисты, готовые оказывать качественные услуги за адекватное денежное вознаграждение.

Почему коммунальный сектор сегодня имеет такие проблемы? Ответ прост - нормированная зарплата, уравниловка. Человек получает одну и ту же сумму, независимо от обьема работы. А это неправильно.

И что получается в результате? Человек обращается с проблемой в коммунальный ЖЕК. Сотрудник ее устранит, но за это просто возьмет напрямую деньги. Вот вам и теневой оборот. В частной же фирме сделал заказ, к тебе сразу приехал специалист и под гарантию нужную работу выполнил. И все довольны.

Я говорю о том, что если ЖЕКи станут частными предприятиями, то они смогут конкурировать с частными фирмами. И если сравнить сотрудников ЖЕКов в коммунальной собственности с новой частной, то это другие люди, другое мышление, другая инициатива.

Кстати, в городе Комсомольске мы ежегодно проводим конкурс на право оказывать услуги (сантехнические, вывоз мусора, замена лампочек в подъезде) на определенной территории.

- Но сначала надо упорядочить механизм создания ОСМД, которые будут эти услуги заказывать. В чем основная загвоздка по стране?

Самая серьезная проблема – недоверие в обществе к самой системе объединения собственников домов. Для успешного развития реформ ЖКХ необходимо три главных партнера: население, органы местного самоуправления и государство. Однозначно необходимо работать с населением. Менять его ментальность в плане того, что частная собственность – это одновременно и право, и ответственность. И необходимо организовываться и управлять данным жилищным фондом.

Работа будет связана с проведением большой государственной политики в области информирования населения. Кроме того, следует провести обучение персонала, руководителей ОСББ.

Киев – архаичный город в сфере ЖКХ

- Насколько сложнее реформировать ЖКХ всей страны по сравнению с маленьким городом?

Мне не раз приходилось слышать, что, мол, одно дело маленький Комсомольск, где удалось провести реформы в жизнь, но совершенно иное – страна в целом. На самом же деле, жилищно-коммунальное хозяйство – это и есть малые, средние и 25 городов областного значения. Но даже те же большие города состоят из районов, которые полностью повторяют инфраструктуру маленького города. В большом городе, правда, сложно выстроить системный подход к реализации планов реформирования. И, на практике, позитивные преобразования в ЖКХ проявлены на уровне именно маленьких городов.

- А как же провести реформы в крупных городах?

С мегаполисами намного сложнее. Но мы запланировали следующий подход. В большом городе или столице Киеве мы выбираем часть жилого фонда ( в отдельных районах), где проводим все те образования, аналогичные малому городу. И на примере показываем: можно достигать конечного позитивного результата.

- Как продвигаются реформы ЖКХ в Киеве, наибольшем городе Украины?

В Киеве преобразования на сегодня широкого масштаба не имеют. Есть определенные нюансы. Те же ЖЕКи до последнего времени не имели статуса юридических лиц. Какие из них частные предприятия? У нас же в Комсомольске ЖЕКам предоставлен статус юрлица еще с 1995 года. То есть, то, что происходит сегодня в Киеве, для многих городов – это архаизм. Есть недоверие людей и к созданию ОСМД.

- Есть ли надежда, что уровень украинского ЖКХ приблизится к европейским нормам?

Мы обязаны когда-то это сделать. Но есть множество причин против этого. Для того, чтобы в стране проходили реформы, нужна стабильность. У нашего министерства, например, трижды за три года менялся юридический статус. И сейчас опять озвучиваются предположения, что будет не министерство, а другая форма – какой-то комитет. За три года я пятый руководитель отрасли.

Для того, чтобы был системный подход, нужен промежуток времени – на разработку реформ, их реализации. Для системы ЖКХ 4 года являются минимальным сроком для изменений.

Но нужна стабильная команда. Смена министра – это ладно. Но меняются люди, замы, начальники управлений. Невозможно в этой ситуации подойти системно. Кто-то должен в начале реформы взять на себя ответственность, а в конце за нее отчитаться.

Коммунальные тарифы в 2008 году не повысятся, как бы Россия не увеличивала цену на газ

- Вы утверждаете, что цена коммунальных тарифов в следующем году не повысится. Почему?

В условиях, когда цена на газ для населения остается старой (а на следующий год она будет оставаться старой), то нет объективных причин к повышению тарифов

- Но газ есть разный. Дешевый украинский для быта, и дорогой импортный – на отопление. Хочется разделить, о каком мы газе говорим?

Мы говорим о цене на два вида газа.

- Вы хотите сказать, что как бы Россия не подняла цены на газ, государство будет дотировать коммунальную сферу?

А в этом году так и делалось. Цена приобретения импортного газа одна, а коммунальные предприятия получают его по цене прошлого года.

Цена одного кубометра газа для коммунальной теплоэнергетики - 686 грн. с 1 июля 2006 года. И эти показатели заложены в бюджет-2008. Так что отопление и горячая вода для населения не подорожает.
- А с чем связано резкое повышение тарифов прошлой зимой?

Поясняю. Последнее повышение цены на газ для нужд населения произошло еще в июле 2006 года. Для того, чтобы поднять тариф, нужно пройти процедуру различных регуляторных актов. Это значит, что 2-3 месяца прошло между поднятием цены на газ и моментом голосования исполкома за поднятие тарифов. Вот и получилось, что газ подорожал летом, а основной всплеск повышения тарифов пришелся на 4 квартал 2006 года.

- Когда недавно старались разобраться в структуре газового долга перед Россией, то попытались свалить вину на население: мол, не платят. А как на самом деле?

Долг на сегодня коммунальных предприятий около 600 миллионов. Это текущая задолженность. Есть еще и долги прошлых лет. Что касается платежей населения, то наилучшая ситуация в Черновецкой области. Там проплата составляет более 100%. Наихудшая в Херсонской (61%).

Готова ли Украина к зиме? Не повторится ли у нас второй Алчевск?

И да, и нет. На сегодняшний день фактически все системы подготовлены. На 99,9% : котельные отремонтированы, трубы протестированы и проверены. Осталось только включить котельные. Но сказать, что аварий вообще не будет, невозможно. Такое всегда бывает. Отопительные системы – это железо.

А в алчевской аварии виноват во многом людской фактор. В корне неправильно устранялась сама авария

- Кстати, хватит Украине на зиму газа?

Думаю, этот вопрос лучше задать главе Минтопэнерго Юрию Бойко. Я не могу ответить. По данным, озвученным на заседании правительства, знаю, что проблем быть не должно.

Я стал министром, победив на конкурсе, а не благодаря связям

- О вашем назначении ходит множество легенд: победа в конкурсе, креатура кого-то из высокопоставленных регионалов. А на самом деле?

Я от премьер-министра несколько раз слышал о том, что моя кандидатура была выбрана среди многих других мэров городов, которые рассматривались на эту должность. Учитывая тот факт, что город Комсомольск имел ряд достижений (и не только в системе ЖКХ), то премьер-министр и вице-премьер остановились на моей кандидатуре.

У меня нет никаких связей, особых родственных отношений.

- В кулуарах ходила информация о том, что не обошлось без лоббизма известного бютовца Константин Жеваго?

Мы с господином Жеваго знакомы действительно давно – уже больше 15 лет. Он владеет Полтавским ГОК. Так получилось, что проблемы комбината и города Комсомольск были единым целым. И мы вместе их решали, поскольку по другому просто невозможно.

До сегодняшнего дня у меня с Жеваго очень хорошие и дружеские отношения. Однако никакого участия в моем назначении он не принимал.

- Вы прошли в новый парламент по списку ПР. Связано ли попадание в список с тем, что вы работали в Кабмине Януковича?

Я пришел на должность главы МинЖКХ беспартийным. Но, будучи человеком демократических устоев, считаю: не будет перспективы у государства, если оно развивается недемократическим путем, нарушается Конституция.

Потому, имея демократические взгляды, вступил весной этого года в Партию регионов.

- Готовы ли вы, как профессионал, остаться на должности и работать в оранжевом правительстве, если предложат?


Готов работать там, где посчитает нужным политсовет партии, будь то парламент или министерство. Мне не важна должность. Я переезжал в Киев на должность замминистра и считал, что вместе со своими коллегами могу сделать реальные изменения в системе ЖКХ. И готов решать эту проблему в любом качестве.
- Партия регионов готова находиться в оппозиции?


У партии был уже такой период. И достаточно недолгий. Я не знаю, как сложится ситуация, но уверен: сегодня альтернативы, с точки зрения эффективности государственного управления, Партии регионов нет. У сегодняшнего премьера все серьезные качества, чтобы управлять страной и вести ее к прогрессу. Янукович очень подготовленный человек, а стиль его управления заставляет активно работать всех остальных.

- Тяжело работать министром?

Работа министра, если к ней серьезно относится, – это работа на износ. 24 часа в сутки.


Беседовали Дмитрий КОРНЕЙЧУК, Елена ХОРОЛЬСКАЯ

Причем – не перекладывая решения проблемы на кошелек простых украинцев. А также заверил, что тарифы для населения в следующем году не повысятся. Кстати, будущая оранжевая коалиция вообще планирует ликвидировать министерство – за ненадобностью.

ЖКХ Украины надо отдать инвесторам, а из украинцев – сделать эффективных собственников

- Какое текущее состояние отечественного ЖКХ?

ЖКХ находится в критическом состоянии. Изношенность оборудования, особенно котельного, очень высокая. В подобной ситуации канализация, водоснабжение.

Около 20-30% мы имеем потерь в тепловых сетях из-за устаревших труб. А в масштабах страны есть регионы, которые до 60% теряют. В конечном итоге все потери ложатся на плечи простых украинцев в виде увеличение оплат.

Следовательно, у государства есть 2 выхода. Или нам резко повышать тарифы, чтобы хоть как-то обеспечить выживание коммунальных предприятий. Или любыми способами пытаться сэкономить на уменьшении потерь и модернизации коммунальной сферы.

- В чем же инновационный подход начатой при вас реформы ЖКХ?

Первый приоритет - необходимо вложить в обновление основных фондов ЖКХ серьезные капитальные средства. Примерно 100 млрд. гривен. Государственная политика должна быть таковой, чтобы деньги найти за 3-4 года – пока еще не поздно. Среди них - 1/3 государственных средств, 2/3 деньги прямых инвесторов либо заемные ресурсы. Этими мерами мы решаем проблему с энергосбережением, устранением утечек, потерь. И можем нормально формировать себестоимость коммунальных тарифов.

Второй приоритет – реформирование отношений в сфере жилищного фонда. Сейчас государство должно постепенно уйти из управления жилищным фондом. Механизм: государство за свой счет осуществляет первый капитальный ремонт дома и передает в управление собственнику. А собственник - это население Украины, которое приватизировало более 80% жилья. Мы должны стимулировать создание ОСМД (объединения собственников многоэтажных домов), которые, как юридическое лицо, будут своими домами и управлять.

Третий приоритет – заставить закон работать. То есть, на законодательном уровне отрегулировать как модернизацию основных фондов, так и комфортные условия для существования ОСМД.

- Какой механизм привлечения денег инвесторов? Мы уже имели печальный опыт передачи коммунальных предприятий инвесторам, которые не выполняли обязательств…

Механизм привлечения инвесторов простой: если у государства нет возможности поддержать коммунальные предприятия за счет своих ресурсов, то надо сказать бизнесу - берите на условиях концессии или аренды?

Пока что проблема в действующем законодательстве. На многих арендных предприятиях инвесторы просто бояться вкладывать деньги. Не верят, что завтра вложенные средства можно будет вернуть. Уже подготовлен Закон Украины Об особенностях передачи в концессию предприятий теплоэнергетики и водоснабжения Украины. С одной стороны, он защищает интересы государства, с другой – инвестора.

- Но вот вопрос: инвестор-то хочет заработать денег. На чем – на простых украинцах за счет повышения коммунальных тарифов?

Инвестор должен зарабатывать не за счет повышения тарифов, а на сэкономленных потерях.

КПД наших тепловых предприятий составляют 88%. А современные технологии дают до 95%. В сетях теряем 25-30%. Экономия в потерях – это напрямую доход инвестора.

Мало того, следует отдавать инвестору убыточное предприятие, поскольку именно у них большее количество неиспользованных резервов. И инвестиции, вложенные в обновление фондов взамен энергоемкого оборудования, окупятся достаточно быстро. Возьмем, к примеру, водоканал, где не заменялись насосы и электродвигатели. Вложения инвестора окупятся максимум за полтора года. Представляете какой потенциал! В каком бизнесе еще найдете такие возможности?

Кроме того, права населения гарантируются на законодательном уровне. В договоре об аренде или концессии выписывается, как и насколько инвестор может поднимать тарифы на свои услуги для людей.

С завтрашнего дня ЖЕКи уничтожать не надо

- Опыт показывает – ОСМД создаются, но им негде получить набор минимальных услуг, которые предоставляют ЖЕКи (сантехники, кровельщики). Что делать?

Сейчас модель в сфере ЖКХ такая. ЖЕК полный монополист по обслуживанию жилищного фонда. Что же мы видим дальше в сфере реформ? Появляется много юридических лиц ОСМД, которым необходимо предоставить услуги. На рынок выбрасываются предложения: нам нужны услуги. Появляются частные предприятия, которые готовы их оказать. То есть, государство, развивая рынок потребителей-ОСМД, одновременно развивает рынок поставщиков услуг. Конечно, мы


Комментариев: 0    Просмотров: 220

Оставить коментарий:

Ваше имя:
Комментарий:

kcaptcha обновить картинку


Код введен неверно

 
Повторите ввод комментария (нецензурная лексика запрещена).


Подписка на рассылку

Выберите рассылки:

Новости, статьи, обзоры
Объекты недвижимости

Введите корректный e-mail

Следите за нами

facebook twitter vkontakte google plus