Недвижимость в Киеве и Украине - KANZAS.UA
arrow arrow arrow Остров, которого может не стать

Остров, которого может не стать

  Наверное, в городе не найдется другой территории, вокруг которой велись бы настолько ожесточенные дискуссии, как это было с Жуковым островом. Существование самого большого заповедного массива в городе ныне под угрозой. Будущее этого объекта природно-заповедного фонда вызывает огромную тревогу практически у всех киевлян, так как инициативы городской власти предусматривают сокращение здешней заповедной территории почти что в восемь раз. Тем временем, пока между защитниками острова и горсоветом идет судебная тяжба с не очень обнадеживающими результатами, самое время посетить эту часть города - вдруг уже в следующем году (не дай Бог, конечно), ее уже не будет... Приблизительно с такими безрадостными чувствами мы и отправились на киевскую Жукивку.
5 гривен - и ты на воле
Съехав со Столичного шоссе к Днепру, мы застаем все ту же неизменную, известную подавляющему большинству картину: та же разбитая колесами машин дорога, будка, где со всех въезжающих на остров собирают по пять гривен - непонятно на каком основании и на какие цели. А за будкой - полное безлюдье и царство дикой природы.
Понятие остров к этому уголку нетронутой киевской природы применяется весьма условно. Это не тот остров, на котором провел двадцать лет Робинзон Крузо. Он отнюдь не отделен от города сколько-нибудь значительными водными массивами. Просто часть днепровского берега, отгороженная с одной стороны днепровским рукавом Конык, с другой - речкой Витой, берущей свое начало в районе Чапаевки и впадающей здесь в Днепр.
- Кстати, название реки, как и топонимы вроде Вита-Литовская (историческое название нынешней Чапаевки), восходит к временам литовского княжества. Когда здешняя земля принадлежала вийту, а говоря по-современному, городскому голове, - рассказывает наш гид, известный киевский экскурсовод Валерий Лысенко, - а позже он принадлежал Киево-Печерской Лавре, использовался под сенокосы и для рыбалки. В 1869 году монахи построили тут деревянную церковь, на месте которой ныне расположен клуб юных моряков Шквал.
Рай для экстремалов
В принципе, в современных мегаполисах умудряются даже получать доход с клочков сохранившейся в них дикой природы. Они превращаются в визитную карточку города, в объекты местного туризма, в рекреационные зоны. Но это не касается Жукова острова. В подходе к нему царит традиционный советский тезис у нас этой природы навалом.
Тем временем наш путь проходит через заросли каких-то очень цепких кустарников, через заболоченную местность, где вода неприятно чавкает под ногами, через поляны ежевики и старые ржавые мостики, проложенные неизвестно когда и кем через здешние каналы и протоки. Почти все они от времени не только потеряли бывший лоск, но и реально деформировались, прогнулись.
Между прочим, известная дикость здешней местности вовсю используется любителями активного туризма, которые не имеют по тем или иным причинам возможности выехать куда-нибудь подальше за город. Например, областная федерация спортивного туризма давно облюбовала здешние места для массовых мероприятий под названием экстрим-марафоны. Во время которых участникам среди ночи при свете фонариков нужно было, передвигаясь по этой сверхпересеченной местности где пешком, где вплавь, а где и по натянутому над оврагами канату, находить тайники со спрятанными внутри инструкциями - куда же им теперь идти дальше. Найдя которые, впрочем, взрослые солидные люди радовались, как малые дети.
Сталинское метро уже никуда не идет
Конечно же, визитная карточка Жукова острова - это недостроенный железнодорожный тоннель под Днепром, так называемое сталинское метро. Капитальная, полузатопленная водой шахта и по сегодняшним меркам свидетельствует о масштабности строительства. Наш гид Валерий Лысенко рассказывает о том, как в 1936 году с целью усиления Киевского укрепрайона предусматривалось строительство подземного перехода с острова на Осокорки. В селе Корчеватом тогда для секретного строительства соорудили материальные склады, ремонтно-механический завод, гаражи и стоянки. На берегу Днепра обустроили базу для ремонта судов и понтонов.
А вообще в работах принимало участие около двенадцати тысяч человек, для нужд которых сооружались бани, котельни, столовые, санитарные части, общежития, магазины, клубы. Увы, война остановила эти работы. А после победы продолжение строительства было признано нецелесообразным. Более того - выдвигались идеи приспособить тоннели под хозяйственные нужды, например, овощехранилища. Однако после пуска в 1974 году Каневской ГЭС и повышения уровня воды в Днепре, тоннели оказались в большинстве своем затопленными, и все вопросы относительно их дальнейшего использования отпали сами по себе.
Кстати, если киевляне думают, что в городе есть только один памятник кораблю - монитору Железняков, то они ошибаются. Здесь, на Жуковом острове, на базе отряда подводно-экспедиционных работ, на постаменте установлен минный катер МК-4, построенный в Ярославле в 1942 году. Через год катер был передан с Волжской флотилии в Днепровскую, потом - в Черноморский флот. Последние годы, уже под названием Акваланг, он использовался, как водолазный бот, а в 1981 году киевские водолазы превратили катер в береговой музей боевой и трудовой славы.
- На Жуковом острове не раз планировали создать музеи под открытым небом. В частности, он мог бы войти в мемориальный Пояс боевой славы города-героя, так как на его территории и при обороне, и при освобождении города велись жестокие кровопролитные бои. Кроме того, активисты общества охраны памятников в свое время выступали с идеей построить на острове музей науки и техники. Хотя сейчас не эти вопросы стоят на повестке дня. Главный вопрос - удастся ли сохранить от уничтожения сам остров.


Комментариев: 0    Просмотров: 195

Оставить коментарий:

Ваше имя:
Комментарий:

kcaptcha обновить картинку


Код введен неверно

 
Повторите ввод комментария (нецензурная лексика запрещена).


Подписка на рассылку

Выберите рассылки:

Новости, статьи, обзоры
Объекты недвижимости

Введите корректный e-mail

Следите за нами

facebook twitter vkontakte google plus