Недвижимость в Киеве и Украине - KANZAS.UA
arrow arrow arrow Схемы и цели «строительных войн» в Киеве!

Схемы и цели «строительных войн» в Киеве!

И что самое печальное, эти схемы уже давно и успешно «экспортируются» в другие города Украины.

Корень зла

У застройщиков и инвесторов, как правило, цели – чисто экономические. В современных глобальных экономических условиях это означает прогрессивное для государственной экономики начало. Город с большим уровнем инвестиций является важным городом в мировом, отношении. Киев является именно таким.

Однако достижение экономических целей этой стороной у нас в государстве, зачастую происходит без учетов ценностно-культурных и правовых ориентиров.

Рядовые жители города, отличающиеся активностью, это – в большинстве своем, так называемая интеллигенция. Имеются в виду: инженеры, научные деятели, люди искусства, работники сферы услуг высокого уровня – СМИ, маркетинговых и рекламных контор и т. д.

Их цели и интересы – преимущественно социально-культурного характера. В отличие от операторов капиталом – строителей и инвесторов, эта часть населения более инертна. Однако если она инертно набирает обороты протестов, то остановить ее – крайне сложно.

Прогрессивным в позиции этой стороны является то, что она ограничивает экономические интересы там, где начинаются культурные и социальные ценности.

Баланс между интересами обеих сторон в отдельно взятом городе – необходимое условие для развития города. Этот баланс возможен при наличии адекватного механизма взаимодействия между сторонами. Такой баланс призвана обеспечивать третья сторона – государственный аппарат. Эти механизмы: законы, подзаконные акты, а также правовые традиции, сложившиеся в обществе и в отдельном городе.

В Киеве механизмы взаимодействия между сторонами разбалансированны, поскольку третья сторона – госаппарат, обеспечил себе слишком широкие полномочия, фактически не обслуживая законное взаимодействие, а подчиняя себе его. Нормы закона уже годами используются ситуативно и в стране не обеспечен механизм введения законодательных норм в действие. Так, к примеру Киевсовет несколько раз рассматривал вопросы государственной собственности, судьба которой может решаться лишь в Кабмине. Имеются ввиду некоторые земельные участки на Старом Подоле, Печерская Лавра, центральные части Шевченковского и Печерского районов и так далее.

Также, странная ситуация складывается с общественными слушаниями – по многочисленным свидетельствам, многие общественные слушания в столице подделываются – на слушания неоднократно нанимались студенты, люди из отдаленных районов Киева и т. д.

В случае с застройками это привело еще и к инфраструктурному кризису – по словам многих архитекторов, существующий Генплан развития города до 2020 года начал грубо нарушаться. Там где должен быть расположен, офисно-промышленный центр, сейчас стоит, к примеру, комплекс жилых домов.

Такие нарушения ведут к негативному характеру взаимодействия сторон, который, возникая склонен вести к возрастанию спекуляций и взаимной напряженности между инвесторами, девелоперами и рядовыми жителями Киева. А это привело к негативному информационному образу – как столичного девелопмента, так и столичной общественности.

В разговорах с застройщиками то и дело читается: «эта оголтелая общественность уже сама не знает, что делать – им лишь бы протестовать». Часто высказываются и подозрения о том, что за протестом кто-то стоят некие конкуренты либо шантажисты, просящие откат за то, чтобы никто не протестовал.

Местные активисты, равно как и общекиевские – участники «движений» и «инициатив» отбрасывают эти аргументы.

Развитие противостояний набирает оборотов и прогрессирует.

«Простые движения»

Отсчет вырезания лоскутков из собственности города начался давно, после решений предыдущей столичной власти, которую обвиняют в многочисленной продаже земучастков через непрозрачные варианты проведения аукционов. Сперва, в пылу борьбы с «кучмизмом» многие протестные киевляне не замечали и не доходили до массовых выраженных протестов против различных сомнительных в территориальном и архитектурном плане строительств.

Так, к примеру, случилось со столичным Майданом Незалежности: жители столицы, слегка подкармливаемые обещаниями реконструировать «Лядские ворота», создать подкупольный музей; получили в конце концов торгово-развлекательный «Глобус».

Еще раньше состоялась постройка фитнесс-центра и паркинга под землей в районе Святой Софии. Научная общественность пробовала протестовать, однако тщетно.

В те времена мало кто слышал об общественных слушаниях, проводимых столичной властью для застройщика и населения, и о тех людях, которые подписывали там протоколы. Теперь многие застройщики предъявляют формально необходимые документы, возмущаясь – «У нас все на руках. Протесты и блокады строительств незаконны и несправедливы».

В видоизмененной форме, сомнительная передача земли продолжилась и при мэре Леониде Черновецком. Тут «простые движения» проявились в быстром создании промэрского большинства, которое занялось раздачей участков голосованиями в Киевсовете. Те же общественные слушания неоднократно фальсифицируются, судя по свидетельствам многих жителей Киева.

При этом, раздаются и участки общенационального значения и экологически важные территории. Это – и участок на территории историко-культурного заповедника Киево-Печерская Лавра и Жуков Остров и несколько участков на территории государственного заповедника «Старый Киев». Список можно продолжать…

На этом этапе протесты имели характер локальных. Как правило они собирали жителей близлежащих домов. Да и никаких резких действий не предпринималось – жители обращались в суды и КГГА и в конце концов решения о сомнительных строительствах затягивались в судах.

Претензии к большинству участков, которые сейчас отстаиваются уже более радикальными методами, начались у застройщиков еще в 2004-2005 годах.

Продвинутые схемы

При отдаче сомнительных территорий привлекались не только видные инвесторы, а даже и госструктуры. Так, например заказчиком одного из нашумевших несостоявшихся строительств на киевских холмах, выступило одно министерство – все с тех же холмов. Речь идет о пейзажной аллее, защищать которую выходили иногда и двое сотен стихийно организовавшихся киевлян. Тут нет смысла говорить, об организованном протесте – единственной «организацией» было информирование людей о событиях и акциях через Интернет. Нужно учесть, что «Пейзажку» знают многие киевляне. Это – одно из излюбленных мест студенческой молодежи.

А передача земли на еще одной заповедной территории произошла в обход непосредственно Кабмина. Одно из крупнейших киевских предприятий, воспользовавшись тем, что на территории находились ее помещения, еще при прошлой власти фактически передала через решение Киевсовета участок под застройку инвестору. Девелопер с тех пор прочно схватился за проект, а вот инвесторы, по его же заверениям – менялись. Странным образом, предприятие, которое держало на балансе здания на этом участке, среди нынешних членов набсовета содержит одну известную фамилию из киевской власти. Сейчас там происходят протесты.

В то же время, поговаривают, что за протестами также могут стоять влиятельные люди, которые таким образом шантажируют заказчиков и подрядчиков. Мол, не хотите общественного протеста – платите откат, в несколько миллионов. Откаты, по конфиденциальным заверениям некоторых девелоперов, приходится платить на каждом шагу – и на этапе получения документации, и шантажирующим лицам со связями в правоохранительных органах, крышующим некоторые структуры.

«При этом, - говорит столичный инвестор, не пожелавший назваться, часто эти структуры работают избирательно – в одних местах приходят защищать жителей, а к другим – и не прикасаются, а иногда и предлагают свои пресс-услуги».

Стоит учесть, что многие из постоянных участников протестов, судя по всему протестуют из-за идеологических причин. В этом случае, многие из них появляются «ломать заборы» иногда по приглашению «инициативных групп». Что же касается последних – можно предположить, что некоторая их часть действительно номинально финансируется – к примеру жильцами «среднего класса», привыкшими жить в уютном киевском оазисе и не желающих потерять квартиру в старинном доме. Об этом, в порядке индивидуального общения, поступала информация с некоторых объектов в центральной части города.

Что же касается «рэкета» с целью перепродажи участка по минимальной цене – такая перепродажа не может осуществиться кроме как через задействование киевских властей и контролирующих органов. Поэтому отслеживать коррупционные схемы по такому сценарию следует именно в этом направлении.

Интересно, что киевская власть иногда приостанавливает застройки, даже начинает демонтаж сооруженных зданий. Предлагает инвестору, стоящему комом в горле, другие варианты землевыделения – как в случае с бизнес-центром Троицким, когда на пути абсурдного строительства стал чемпионат Евро-2012. Однако, информационный прецедент, который создает власть, оказывается больше, чем реальные действия.

Так, ни к чему не привели протесты жителей Клова. В апреле этого года, в предвыборную гонку туда одновременно пришли несколько депутатов – и власть и оппозиция. Власть предоставила жителям документ с подписью Анатолия Голубченко, в котором обещала прекратить строительство между домами 14 и 18 на склоне и восстановить там зеленые насаждения. А вот на стройплощадке по соседству – на улице Мечникова, между домами 9 и 11 строительство продолжает идти полным ходом. Жители близлежащего дома в один голос обьявляют тревогу: дом – под угрозой разрушения, идет трещинами.

Избирательная отмена застройки участков еще и не означает того, что те будут пустовать. Во-первых, территории государственного значения могут-таки застраиваться – инфраструтурными объектами, такими как школы, поликлиники, детские сады и скверы. Однако не стоит рассчитывать на то, что все будет так просто. Кулуарные перипетии в Киевсовете могут продолжиться, а застройщики тем временем пытаются работать с общественным мнением. Иногда – пытаются доказывать свою правоту непосредственно жильцам, предлагать варианты разрешения ситуации. Иногда – даже на общественных слушаниях.

Однако иногда общественные слушания подменяются бутафорской «индивидуальной работой», которая сводится к мизерным компенсациям и/или угрозам в то время, как строительство идет и разрушает дома. Так, к примеру, происходит на стройке по улице Набережно-Крещатицкой, 9. Там инвестор, объединившись с неким «журналистом и общественным деятелем», вместо гражданских слушаний пытался провести неофициальную встречу с жильцами. Жильцы же, в ходе встречи, высказали им тотальное недоверие и тем, де-факто, пришлось ретироваться. В то же время, несмотря ни на что стройка продолжалась и продолжается. А близлежащие дома, по заверениям тех же жильцов рискуют завалиться.

Куда склоняются весы?

Также, последним временем, на волне активно проявляющегося во многих комментариях, недовольства Министерством внутренних дел, киевские девелоперы также вставляют свои «пять копеек». Прежде всего, их возмущает бездействие милиции во время проведений прямых акций протеста по блокаде застроек. Обращения от застройщиков уже неоднократно направлялись в милицию.

Также девелоперы ждут принятия нескольких законопроектов. В первую очередь это – уже упоминавшийся  законопроект № 2437, который предусматривает разблокирование реконструкции «устаревшего жилищного фонда», как «совокупность многоквартирных жилых домов и объектов социальной инфраструктуры (нежилой фонд) всех форм собственности, которые не соответствуют современным архитектурно-планировочным и санитарно-гигиеническим требованиям, а по техническому состоянию – эксплуатационным требованиям».

Кроме того, согласно тексту закона неустаревшие дома также смогут быть приравнены к устаревшему жилищному фонду, если они расположены «в границах территории комплексной застройки, реконструкции квартала (микрорайона) и усложняют реализацию такой застройки».

Несмотря на замечания Кабмина и депутатов, в тексте документа до сих пор есть норма, согласно которой достаточно будет лишь 60% согласных жителей, чтобы начинать отселение.

Старые здания, расположенные около новых, строящихся и разрушающих первые вполне могут быть отданы под снос, если будут предоставлены и утверждены планы комплексной застройки или реконструкции района, в случае принятия соответствующего закона.

Перед тем, как будет рассматриваться законопроект № 2437, комитет Верховной Рады по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики планирует рассмотреть № 0883 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно способствования строительству». В этом документе, по словам главы комитета Юрия Сербина, будут прописаны жесткие требования относительно обязательных общественных слушаний.

Смущает в данной ситуации то, что два законопроекта не будут поданы пакетом. А также, в случае, если первый будет принят без изменений – параллельно будут сосуществовать две нормы – о проведении общественных слушаний и о 60% согласных на отселение. Тогда девелопер, в нынешних условиях, сможет законно действовать «в индивидуальном» порядке.

В целом, пока рано говорить о принятии этих двух законопроектов, однако нужно учесть два момента. Сейчас украинское законодательство не дает четкого механизма баланса между интересами жильцов и застройщиков. Это порождает поле для описанных спекуляций и усиливает информационное напряжение вокруг проблемы, открывает пространство для подозрений и клеветы.

Однако, если реформы, которые намерен провести украинский парламент в сфере ЖКХ, повлекут к перекосу в сторону интересов девелоперов и фактически узаконят их нынешнее доминирование – Киеву грозит уничтожение многих культурных объектов и ареалов, оберегаемых общественностью, а также рост возмущения рядовых жителей.


Комментариев: 0    Просмотров: 194

Оставить коментарий:

Ваше имя:
Комментарий:

kcaptcha обновить картинку


Код введен неверно

 
Повторите ввод комментария (нецензурная лексика запрещена).


Подписка на рассылку

Выберите рассылки:

Новости, статьи, обзоры
Объекты недвижимости

Введите корректный e-mail

Следите за нами

facebook twitter vkontakte google plus