Сооружение запорожских мостов считается стройкой номер один общегосударственного масштаба. Но сейчас на ней тишина. В конце февраля работы полностью прекратились.
Рассказывая журналистам местных СМИ о состоянии дел на стройке, заместитель начальника по строительству Службы автомобильных дорог в Запорожской области Александр Шандыба вынужден признать, что главной причиной этой ситуации является финансовая. В нынешнем году на строительство мостов не получили ни копейки, хотя постановлением КМУ ("дореволюционным") было предусмотрено 82 миллиона. "Вот всё и замерло, говорит А. Шандыба. - Подрядчики разъехались, оставив лишь несколько десятков человек преимущественно для охраны своих участков. Сейчас на объекте работы ведет лишь одна подрядная организация -, запорожская – прокладывает канализационные коммуникации".
Запорожские мосты – это автотранспортная магистраль от проспекта Советского до Южного шоссе протяженностью 9,1 км; 27 сооружений; 25 эстакад и путепроводов; вантовый мост через реку Днепр длиной 660 м и мост через Старый Днепр длиной 340 м. Стоимость проекта – 5,028 млрд. гривен. Заказчик строительства – Служба автомобильных дорог в Запорожской области. Генеральный подрядчик строительства – ОАО “Уманьавтодор”.
Отвечая на вопрос, на каком этапе остановилисьт строительные работы Александр Шандыба, сообщил, что "если брать по стоимости всего строительства от проспекта Советского в Хортицком жилмассиве до Южного шоссе, а это 9,1 км, то 50% работ выполнено. В Кривой бухте смонтированы два 50-тонных козловых крана, два стапеля для сборки секций. Оборудуется выкаточный пирс и монтируются укрупнённые секции пролётных строений вантового моста. Из 8 пролётов получили уже 4. В Севастополе на “Севморзаводе” на уровне 70% готовности ждет окончания строительства плавкран грузоподъёмностью 1200 тонн. Но как будет проходить его достройка – пока неизвестно".
Планом предполагается ввести в эксплуатацию верховую часть мостовых переходов. По ним движение будет осуществляться с правого берега на левый. Для движения обратно – на Бабурку, предполагается использовать мосты Преображенского. По словам А.Шандыбы, "для введения первой очереди нужно порядка 1 миллиарда 400 миллионов. Если в этом году возобновим работы в необходимом объёме, то в 2015 году движение откроем. Когда же будет принято решение о строительстве 2-й очереди – до Южного шоссе, будет задействована и вторая – низовая часть мостов".
Не смотря на словжуюся ситуацию, специалист не допускает возможности замораживания стройки. "Ни о какой консервации не может быть и речи. Работы временно приостановлены. Думаю, что со временем найдутся и деньги и, не исключаю, инвесторы", - сказал он.
По-другому настроен председатель Запорожской областной государственной администрации Валерий Баранов. Общаясь с руководителями региональных СМИ, он навел факты: “Весь фонд регионального развития в Государственном бюджете Украины составляет 3,5 млрд. грн. На нужды обороны забрали 1 млрд. Осталось 2,5 млрд. грн. на всю Украину. На запорожские мосты нужно минимум 4 млрд. грн. Даже если забрать средства у всей Украины, мосты мы не достроим. В ближайшее время мы будем презентовать ряд проектов в Запорожской области. Я намерен развернуть государственно-частное партнерство: освещение города, замена лифтов, мосты через Днепр. Есть несколько механизмов для решения этой проблемы. Простой механизм – это взаимодействие с частным партнером, который берет деньги в международной финансовой организации в кредит лет на 10 – 15 под небольшие проценты (3–5 %). Но в таком случае нужен платный проезд через мост. Да, придется платить, но город мост получит практически завтра".