Недвижимость в Киеве и Украине - KANZAS.UA
arrow arrow arrow Актуальный комментарий. ВНЕДРЕНИЕ ПОЛНОЦЕННОГО РЫНКА ЗЕМЛИ В УКРАИНЕ ТРЕБУЕТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Актуальный комментарий. ВНЕДРЕНИЕ ПОЛНОЦЕННОГО РЫНКА ЗЕМЛИ В УКРАИНЕ ТРЕБУЕТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Кроме того, должен быть создан Государственный реестр прав на землю и недвижимость, внедрены эффективные системы изучения спроса и предложений, менеджмента и маркетинга на рынке земли, а также объективное и прозрачное информационное обеспечение функционирования и регулирования такого рынка и т. п.

Комментирует доктор экономических наук, член-корреспондент УААН Антон Третяк:

- К снятию моратория на куплю-продажу земли, то есть внедрение полноценного цивилизованного рынка земель сельскохозяйственного назначения, необходимо принять ряд мер. В частности, предлагается внедрить институт сельских обществ по урегулированию оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Первоочередными среди этих мер должны быть следующие.

Первое. В законе О рынке земель нужно как можно полнее отразить необходимые нормы и регламенты относительно купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения, четко выписать механизм движения земельных участков, находящихся в частной собственности. Это касается и Закона О сельских обществах по урегулированию оборота земель сельскохозяйственного назначения. Урегулирование рынка земель сельскохозяйственного назначения должно осуществляться непосредственно законодательными актами (законами прямого действия) с минимальным применением практики подзаконных актов, ведомственных инструкций и нормативных документов через систему землеустройства.

Второе. Переходными положениями Земельного кодекса установлено, что на период до 1.01.2010 г. граждане и юридические лица могут приобретать право собственности на земле сельскохозяйственного назначения общей площадью до 100 га. Такие ограничения должны быть дифференцированы в разрезе регионов кратно к размеру земельной доли (паю), принимая во внимание региональную дифференциацию землеобеспеченности, а также структуру и специализацию товарного аграрного производства. Следует установить, что площадь земли сельскохозяйственного назначения в частной собственности не может быть увеличена свыше установленной законом максимальной нормы путем унаследования, мены или каким-либо иным способом.

Третье. Правовое закрепление требований к покупателю земельного участка сельскохозяйственного назначения. Во многих странах главным требованием к покупателям таких земель является наличие сельскохозяйственного образования и проживания на территории местного органа самоуправления. При этом должна устанавливаться максимальная площадь, которую может приобрести покупатель без специального образования.

Четвертое. Нужно внедрить ориентировочные региональные минимальные и максимальные цены на землю, взяв за базовый уровень нормативную денежную оценку земель сельскохозяйственного назначения с учетом рыночных факторов. Кроме того, с целью предотвращения спекулятивных действий на рынке сельскохозяйственных земель необходимо законодательно установить: если купленный земельный участок продается ранее чем через 3 года, то он должен быть продан по цене его приобретения. Такое требование, бесспорно, сыграло бы положительную роль в обеспечении нормального и прозрачного функционирования земельного рынка в Украине.

Пятое. Необходимо законодательно обязать землевладельца в течение короткого срока разработать проект землеустройства приобретенной земли. Такие проекты должны предусматривать: проведение землеустройства с целью рационализации землепользования, освоения и соблюдения севосмены; проведение работ по защите земли от эрозии, деградации, а также по воссозданию плодородия почв; внедрение почвосберегающих технологий и т. п. Приобретенный земельный участок должен иметь паспорт с указанием основных параметров качества почв. Такой документ нужно считать основанием как для стимулов за рациональное использование сельскохозяйственных угодий, так и для применения санкций за ухудшение качества почв в результате изнурительного земледелия, что предусмотрено законом, но ныне фактически не применяется в практике управления земельными ресурсами.

Специалисты определили, что объемы ипотечного кредитования в Украине под залог земли могли бы достичь свыше 52 млрд. грн. При этом речь идет о доле заложенной пашни в 50% (от всей площади), ссудную ставку 17% годовых сроком кредитования на 5 лет и коэффициент возврата 0,7. Однако при введении ипотечного кредитования аграриев главным вопросом встает механизм возврата кредитов.

Институт ипотеки земельных участков может обеспечить такое инвестирование, но для этого земля должна стать товаром. Вместе с тем, специалисты Госзема отмечают, что законодательная база относительно ипотеки земли является фрагментарной. Да, отсутствуют механизмы повторного распоряжения залогом, не разработан вопрос целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, которые перешли к кредитодателю из-за неуплаты долга. В то же время ипотечные кредиты некоторых развитых государств мира являются средне- и долгосрочными ссудами, поэтому предоставляются преимущественно специализированными институциями - ипотечными (земельными) банками, а в некоторых странах - коммерческими сельскохозяйственными банками. При условии развитого фондового рынка и соответствующих гарантий, в том числе государственных, благодаря обращению ипотечных облигаций, формируется капитал для финансирования сельхозпроизводства. Эмитентами ипотечных облигаций являются исключительно специализированные учреждения - банки и финансово-кредитные учреждения.

Повышению инвестиционной привлекательности аграрных предприятий будет содействовать внедрение залога права на аренду земель сельскохозяйственного назначения, социальные последствия которого, прежде всего, состоят в том, что залог права на аренду не приводит к смене владельца земельного участка, а следовательно, не угрожает обезземеливанию крестьян, предоставляет возможность долгосрочных кредитов, которые другим способом привлечены быть не могут. Учитывая эту ситуацию, Госкомзем разработал проект Закона Украины О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно залога вещных прав и права на аренду земельного участка), что обусловлено отсутствием соответствующей правовой базы.

В соответствии с данными Госкомзема, по состоянию на 1 октября 2006 г. заключены 4,5 млн. договоров аренды земельных долей (паев). Средний размер арендной платы в год за 1 гектар составляет 130,3 грн. Общая сумма выплат за аренду земельных долей (паев), согласно заключенным договорам на 2006 год, составляет 2,3 млрд. грн. Среди форм платы за аренду земельных долей (паев) доминируют натуральная (сельскохозяйственной продукцией) и денежная. По состоянию на 01.10.2006 года фактически выплачено за аренду земельных долей (паев) 1 млрд. 174,4 млн. грн. (50,8%).

Согласно данным Государственного земельного кадастра, общая площадь земель Украины составляет 60,35 млн. га, из которых 41,8 млн. га (69,3% территории) - земли сельскохозяйственного назначения (в том числе пахота - около 33 млн. га).


Комментариев: 0    Просмотров: 202

Новости по теме:

Оставить коментарий:

Ваше имя:
Комментарий:

kcaptcha обновить картинку


Код введен неверно

 
Повторите ввод комментария (нецензурная лексика запрещена).


Новостройки в Украине

+ Добавить новостройку
Министерский

Жилой комплекс "Министерский"

Адрес: Киев, Кондратюка, 1.

Класс: Бизнес

Готовность: действующий

Площадь квартир: от 42 м2 до 205 м2

Цена: от 702 $/м2

Сайт: http://www.ministersky.ua

Престиж Холл

Жилой комплекс "Престиж Холл"

Адрес: Киев, Анри Барбюса, 37/1.

Класс: Премиум

Готовность: строящийся

Площадь квартир: от 53 м2 до 270 м2

Сайт: http://www.prestigehall.com.ua

Арт Холл

Жилой комплекс "Арт Холл"

Адрес: Киев, Воровского, 21.

Класс: Де-люкс

Готовность: действующий

Площадь квартир: от 91 м2 до 353 м2

Сайт: http://www.arthall.ua