Недвижимость в Киеве и Украине - KANZAS.UA
arrow arrow arrow Похоже, что интересы частного лица в очередной раз уступят интересам общества

Похоже, что интересы частного лица в очередной раз уступят интересам общества

В Верховную Раду поступил документ, способный значительно всколыхнуть рынок земли. Речь идет о второй редакции законопроекта №2141, который призван урегулировать вопросы отчуждения земельных участков для общественных нужд. Его авторами стали народные депутаты Василий Сильченко (СПУ), Омельян Парубок (КПУ), Юрий Чмыр и Василий Бевзенко (Партия регионов).

Таким образом, антикризисная коалиция задекларировала свое стремление заставить заработать механизм, заложенный еще в Гражданском кодексе. Так что, похоже, владельцам земли есть над чем задуматься. Ведь на данный момент, например, в ситуации с жителями Русановских садов в Киеве, чьи дачи оказались на пути строительства Подольско-Воскресенского моста через Днепр, власти вынуждены договариваться полюбовно. Если бы эта ситуация сложилась после принятия предложенного Закона, все было бы намного сложнее для дачников.

Ведь народные избранники в своем проекте практически не оставляют места для маневра владельцам земли. Если хозяевам участков пришло уведомление о том, что решением местного совета или местного органа власти их земли решено выкупить для государственных нужд, то в течение месяца надо ответить согласием на проведение переговоров. Не дав ответа, равно как и ответив отрицательно, собственник надела обрекает себя на судебный иск о принудительном отчуждении земельного участка.

При этом поторговаться не особо удастся. Если госорган сочтет, что с владельцем земли не удалось достичь согласия в финансовых вопросах, он обращается в суд. Правда, в суде желающему получить участок для общественных нужд придется доказать, что для этого есть веские основания. Так что вполне можно ожидать, что многие собственники земли все же выберут судебный путь «разборок».


Если госорган сочтет, что с владельцем участка не удалось достичь согласия в финансовых вопросах, он обращается в суд

Еще один вопрос, который волнует всех потенциальных жертв общественной необходимости, - это цена. Она должна определяться на основании экспертной оценки. Вдобавок к этому необходимо учитывать не только стоимость участка и строений на нем, но и убытки (в том числе в виде упущенной выгоды), нанесенные владельцу земли в связи с ее выкупом. Притом обязательно в полном объеме. И еще одно - эта сумма никак не может быть ниже рыночной стоимости участка. Причем компенсация выплачивается либо в денежной форме, либо за счет другого участка, стоимость которого учитывается при определении суммы денежных выплат.

Но есть одна большая незадача. Госорган обязан уведомить владельца участка о намерении выкупить его землю не позднее чем за год до этого «знаменательного» события. Однако решение о выкупе прекращает свое действие лишь после трех лет бездействия госоргана. Проще говоря, с момента издания решения хозяину участка обеспечено два года нервотрепки, в течение которых может состояться встреча с лицами, которые будут вести переговоры о выкупе.

При этом ограничений по пользованию участком в рамках его целевого назначения не существует. Единственное, чего не стоит делать, - это строить что-либо или высаживать многолетние насаждения. Стоимость какого-нибудь улучшения, сделанного после получения уведомления о намерении выкупить участок, в его стоимость включаться не будет. А вот потенциальным покупателям земли стоит взять на заметку, что если продавец не уведомил о том, что на участок имеют виды госороганы, то это не значит, что решение о выкупе отменено. В таком случае уже новому владельцу придется вести переговоры о выкупе земельного участка.


Основаниями для выкупа земли у ее собственников могут быть строительство зданий госорганов, госпредприятий, объектов нацбезопасности и обороны, объектов транспортной инфраструктуры общегосударственного значения, размещение диппредставительств

Основаниями для выкупа могут быть строительство зданий госорганов, госпредприятий, объектов нацбезопасности и обороны, объектов транспортной инфраструктуры общегосударственного значения, размещение диппредставительств. В этом случае решение о выкупе участка принимают органы госвласти. Они же решают вопрос и в случае, если земля нужна под объекты, связанные с добычей полезных ископаемых общегосударственного значения и объекты природоохранного назначения с тем же статусом. Органы местного самоуправления могут решать вопросы в отношении земельных участков под строения органов местного самоуправления, предприятий коммунальной собственности, а также объекты транспорта и природоохранного назначения местного значения. Вдобавок к этому участки могут отчуждаться и под городские парки, площадки отдыха и другие объекты общественного пользования.

Следует также отметить, что владелец земли, а также его наследники имеют право вернуть себе выкупленный участок, если отпадут причины, которыми был обусловлен выкуп. И лишь если эти лица откажутся от своего права, госорган имеет право оставить участок за собой или передать его другим лицам.

Кроме процедуры выкупа, законодатели раскрыли и процесс проведения принудительного отчуждения земельного участка. Такой вариант тоже предусмотрен Гражданским кодексом. В предложенном же законопроекте нормы кодекса несколько ужесточены в пользу владельцев земли. Ведь для того чтобы принудительное отчуждение стало возможным, необходимо не только чрезвычайное или военное положение, но и упоминание о праве на такие действия в соответствующем указе Президента, которым это положение вводится.

Данная процедура подразумевает, что госорган делает владельцу земли «предложение, от которого нельзя отказаться». При этом, правда, выплачивается компенсация. Однако - в отличие от выкупа - лишь в последующем. Кроме того, после отмены чрезвычайного или военного положения можно требовать возврата земельного участка, а если это невозможно, то выделения другого. Вместе с тем совсем не урегулирован вопрос, как соотносится возврат участка и выплата компенсации.

А теперь финальный аккорд. Вроде бы, согласно Конституции, право собственности нерушимо. Но если вчитаться повнимательнее, в Основном законе есть норма, исходя из которой принудительное отчуждение собственности таки возможно. Но только в виде исключения и только по мотивам общественной надобности. При этом с предшествующей компенсацией. Последующая компенсация допускается лишь в условиях военного и чрезвычайного положения, так что инициатива антикризисной коалиции вполне в рамках законодательства.


ГЛАВНОЕ
Если законопроект все же примут, то будет снята проблема обеспечения землей очередных «строек века». Однако частным землевладельцам от этого не легче. Ведь вполне понятно, что госорганы, вынужденные идти на выкуп земельных участков, будут всячески стараться выплатить компенсацию предоставлением новых участков. И, понятное дело, отнюдь не рядом со старым. Кроме того, возможно развитие нового вида мошенничеств, когда станут продаваться участки, относительно которых уже есть решение о выкупе. Причем покупателю об этом, понятное дело, никто сообщать не будет. Так что, похоже, интересы частного лица в очередной раз уступят интересам общества.


Комментариев: 0    Просмотров: 207

Оставить коментарий:

Ваше имя:
Комментарий:

kcaptcha обновить картинку


Код введен неверно

 
Повторите ввод комментария (нецензурная лексика запрещена).


Подписка на рассылку

Выберите рассылки:

Новости, статьи, обзоры
Объекты недвижимости

Введите корректный e-mail

Следите за нами

facebook twitter vkontakte google plus