Недвижимость в Киеве и Украине - KANZAS.UA
arrow arrow arrow Функции БТИ по регистрации прав на недвижимость существенно ограничат

Функции БТИ по регистрации прав на недвижимость существенно ограничат

В вопрос размежевания функций по координации соответствующей базы между Госземагентством и Минюстом решило вмешаться профильное в сфере ЖКХ ведомство. На днях замминистра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Александр Билянский заявил о намерениях контролировать выполнение нормативных актов бюро технической инвентаризации (БТИ) в регионах Украины. Тогда как эксперты уверены, что большое количество органов, вторгающихся в функционирование системы регистрации, вызовет только путаницу.

Напомним, что в соответствии с Законом от 01.07.2004 №1952-IV «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений», БТИ регистрируют права собственности на недвижимость до создания единой системы органов регистрации. Однако несмотря на то, что на такие местные органы регистрации прав, согласно Закону, возлагается обязанность обеспечить внесение данных технической инвентаризации недвижимого имущества в Государственный реестр прав, факт ликвидации бюро вместе с созданием полноценной системы остается под вопросом.

На сегодняшний день бюро технической инвентаризации являются коммунальными предприятиями, которые подчиняются местным властям. При этом Министерство юстиции осуществляет нормативно-методологическое обеспечение деятельности БТИ, не управляя ими. Более того, в свое время попытки перевести БТИ в подчинение Минюста, что было связано прежде всего с внедрением централизованного реестра недвижимости, вызвали бурное недовольство со стороны должностных лиц бюро.

В свою очередь г-н Белинский предложил разделить указанные функции Минюста с Министерством ЖКХ. По словам замминистра, с созданием единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество система БТИ, подчиненных органам местного самоуправления, должна продолжить свое существование.

«То, что в будущей системе регистрации прав БТИ могут быть сохранены, не вызывает никаких сомнений, - отметил газете «СЕЙЧАС» Артем Вихор, начальник отдела аналитического обеспечения и информационной поддержки госрегистраторов прав Центра государственного земельного кадастра при Госземагентстве. - При этом они подчинены местным властям, как уже традиционно сложилось». Вместе с тем, по словам г-на Вихора, бюро не должны регистрировать права собственности, а заниматься только техническими вопросами (ведение технической документации, разработка планов-схем и пр.) «Это приличный массив работы, который могли бы охватить БТИ. Содержание же самого Реестра находится исключительно в ведении Госземагентства», - уверен специалист.

Минюст администрирует только Реестр недвижимого имущества (дома и сооружения). Регистрацией же прав на землю занимается Госземагентство

К слову, ключевая роль центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов в этом процессе имеет под собой достаточно весомые законодательные основания. Так, согласно Закону о госрегистрации вещных прав, именно Госземагентство значится держателем соответствующего Реестра, администрировать же его призван центр госземкадастра, созданный при агентстве.

«Ключевым вопросом в создании единой электронной базы регистрации прав на недвижимое имущество является распределение полномочий по ее ведению между агентством и Министерством юстиции, - рассказал газете «СЕЙЧАС» Генрих Людкевич, директор агентства недвижимости «Риелторский дом». - Пока здесь не будет принято четкого решения – о формировании прозрачной системы не может быть и речи. Поэтому необходимо взвесить все плюсы и минусы и провести соответствующие реформы». Однако если логично было бы, говорит г-н Людкевич, чтобы указанные функции были сосредоточены в руках Госземагентства, то представители жилищно-коммунального ведомства абсолютное предпочтение отдают Министерству юстиции.

«Минюст уже давно хочет возложить все функции на себя. Хотя даже нормативно-методологическое обеспечение по закону должно осуществлять Госземагентство», - убежден г-н Вихор. По его словам, на данный момент юридической стороной регистрации имущественных прав занимается Минюст. Однако ГП «Информцентр», созданное при Министерстве, администрирует только Реестр недвижимого имущества (дома и сооружения). Регистрацией же прав на землю занимается исключительно Госземагентство.

Стоит отметить, что такая ситуация около четырех лет назад возникла вследствие того, что бывший Госкомзем оказался не совсем готовым к тому, чтобы выступить единым органом, уполномоченным регистрировать земельные участки, недвижимое имущество и права на них в составе государственного земельного кадастра, как это предписывалось Указом Президента от 17.02.2003 №134/2003. Именно такая система государственной регистрации прав на недвижимость существовала в Украине на момент принятия Закона №1952-IV.

«Этот Закон предполагает совмещение Реестра земель, который сейчас ведется Госземагентством, и Реестра недвижимого имущества, который ведется Министерством юстиции. Последнее же третий год блокирует все нормативные акты, разрабатываемые агентством для внедрения новой системы, попросту отказываясь их регистрировать», - пояснили в Государственном агентстве по земельным ресурсам.

Примечательно, что неразбериха между двумя госорганами тянется еще с 2004 года. И несмотря на то что введение единой системы госрегистрации прав на недвижимость было предусмотрено Соглашением со Всемирным банком в качестве условия для получения кредитного финансирования, на данный момент этот вопрос все еще остается открытым. Причем эксперты уверены, что тема с регистрацией прав на недвижимость будет «висеть» еще не один год. «Ситуация усложняется еще и тем, что Госземагентство и Минюст возглавляют представители разных политических сил, - считает Артем Вихор. - И даже в будущей коалиции, похоже, в этом вопросе не будет достигнуто согласие. Ведь, судя по всему, агентство передадут БЮТ, тогда как главенство в Минюсте останется за «Нашей Украиной».

ГЛАВНОЕ


Учитывая и без того неоднозначную ситуацию с введением в Украине единой базы регистрации прав на недвижимое имущество, вмешательство в этот процесс Министерства ЖКХ, по словам специалистов, лишь все усложнит. Очевидным остается только тот факт, что бюро технической инвентаризации, скорее всего, продолжат свое существование и после полноценного формирования системы местных органов регистрации прав собственности на недвижимость. Однако их функция может свестись к курированию сугубо технической стороны регистрации. Непосредственным же ведением Реестра должно заняться Госземагентство, как того требует закон. При этом следует отметить, что БТИ, согласно приказу Минюста от 07.02.2002 №7/5, являются предприятиями коммунальной формы собственности. И в этом вопросе функционирование в административно-территориальной единице нескольких бюро, одно из которых почему-то находится в частных руках, абсолютно незаконно (см. также п. 5 Заключительных положений Закона о госрегистрации вещных прав).

В вопрос размежевания функций по координации соответствующей базы между Госземагентством и Минюстом решило вмешаться профильное в сфере ЖКХ ведомство. На днях замминистра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Александр Билянский заявил о намерениях контролировать выполнение нормативных актов бюро технической инвентаризации (БТИ) в регионах Украины. Тогда как эксперты уверены, что большое количество органов, вторгающихся в функционирование системы регистрации, вызовет только путаницу.

Напомним, что в соответствии с Законом от 01.07.2004 №1952-IV «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений», БТИ регистрируют права собственности на недвижимость до создания единой системы органов регистрации. Однако несмотря на то, что на такие местные органы регистрации прав, согласно Закону, возлагается обязанность обеспечить внесение данных технической инвентаризации недвижимого имущества в Государственный реестр прав, факт ликвидации бюро вместе с созданием полноценной системы остается под вопросом.

На сегодняшний день бюро технической инвентаризации являются коммунальными предприятиями, которые подчиняются местным властям. При этом Министерство юстиции осуществляет нормативно-методологическое обеспечение деятельности БТИ, не управляя ими. Более того, в свое время попытки перевести БТИ в подчинение Минюста, что было связано прежде всего с внедрением централизованного реестра недвижимости, вызвали бурное недовольство со стороны должностных лиц бюро.

В свою очередь г-н Белинский предложил разделить указанные функции Минюста с Министерством ЖКХ. По словам замминистра, с созданием единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество система БТИ, подчиненных органам местного самоуправления, должна продолжить свое существование.

«То, что в будущей системе регистрации прав БТИ могут быть сохранены, не вызывает никаких сомнений, - отметил газете «СЕЙЧАС» Артем Вихор, начальник отдела аналитического обеспечения и информационной поддержки госрегистраторов прав Центра государственного земельного кадастра при Госземагентстве. - При этом они подчинены местным властям, как уже традиционно сложилось». Вместе с тем, по словам г-на Вихора, бюро не должны регистрировать права собственности, а заниматься только техническими вопросами (ведение технической документации, разработка планов-схем и пр.) «Это приличный массив работы, который могли бы охватить БТИ. Содержание же самого Реестра находится исключительно в ведении Госземагентства», - уверен специалист.

Минюст администрирует только Реестр недвижимого имущества (дома и сооружения). Регистрацией же прав на землю занимается Госземагентство

К слову, ключевая роль центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов в этом процессе имеет под собой достаточно весомые законодательные основания. Так, согласно Закону о госрегистрации вещных прав, именно Госземагентство значится держателем соответствующего Реестра, администрировать же его призван центр госземкадастра, созданный при агентстве.

«Ключевым вопросом в создании единой электронной базы регистрации прав на недвижимое имущество является распределение полномочий по ее ведению между агентством и Министерством юстиции, - рассказал газете «СЕЙЧАС» Генрих Людкевич, директор агентства недвижимости «Риелторский дом». - Пока здесь не будет принято четкого решения – о формировании прозрачной системы не может быть и речи. Поэтому необходимо взвесить все плюсы и минусы и провести соответствующие реформы». Однако если логично было бы, говорит г-н Людкевич, чтобы указанные функции были сосредоточены в руках Госземагентства, то представители жилищно-коммунального ведомства абсолютное предпочтение отдают Министерству юстиции.

«Минюст уже давно хочет возложить все функции на себя. Хотя даже нормативно-методологическое обеспечение по закону должно осуществлять Госземагентство», - убежден г-н Вихор. По его словам, на данный момент юридической стороной регистрации имущественных прав занимается Минюст. Однако ГП «Информцентр», созданное при Министерстве, администрирует только Реестр недвижимого имущества (дома и сооружения). Регистрацией же прав на землю занимается исключительно Госземагентство.

Стоит отметить, что такая ситуация около четырех лет назад возникла вследствие того, что бывший Госкомзем оказался не совсем готовым к тому, чтобы выступить единым органом, уполномоченным регистрировать земельные участки, недвижимое имущество и права на них в составе государственного земельного кадастра, как это предписывалось Указом Президента от 17.02.2003 №134/2003. Именно такая система государственной регистрации прав на недвижимость существовала в Украине на момент принятия Закона №1952-IV.

«Этот Закон предполагает совмещение Реестра земель, который сейчас ведется Госземагентством, и Реестра недвижимого имущества, который ведется Министерством юстиции. Последнее же третий год блокирует все нормативные акты, разрабатываемые агентством для внедрения новой системы, попросту отказываясь их регистрировать», - пояснили в Государственном агентстве по земельным ресурсам.

Примечательно, что неразбериха между двумя госорганами тянется еще с 2004 года. И несмотря на то что введение единой системы госрегистрации прав на недвижимость было предусмотрено Соглашением со Всемирным банком в качестве условия для получения кредитного финансирования, на данный момент этот вопрос все еще остается открытым. Причем эксперты уверены, что тема с регистрацией прав на недвижимость будет «висеть» еще не один год. «Ситуация усложняется еще и тем, что Госземагентство и Минюст возглавляют представители разных политических сил, - считает Артем Вихор. - И даже в будущей коалиции, похоже, в этом вопросе не будет достигнуто согласие. Ведь, судя по всему, агентство передадут БЮТ, тогда как главенство в Минюсте останется за «Нашей Украиной».

ГЛАВНОЕ


Учитывая и без того неоднозначную ситуацию с введением в Украине единой базы регистрации прав на недвижимое имущество, вмешательство в этот процесс Министерства ЖКХ, по словам специалистов, лишь все усложнит. Очевидным остается только тот факт, что бюро технической инвентаризации, скорее всего, продолжат свое существование и после полноценного формирования системы местных органов регистрации прав собственности на недвижимость. Однако их функция может свестись к курированию сугубо технической стороны регистрации. Непосредственным же ведением Реестра должно заняться Госземагентство, как того требует закон. При этом следует отметить, что БТИ, согласно приказу Минюста от 07.02.2002 №7/5, являются предприятиями коммунальной формы собственности. И в этом вопросе функционирование в административно-территориальной единице нескольких бюро, одно из которых почему-то находится в частных руках, абсолютно незаконно (см. также п. 5 Заключительных положений Закона о госрегистрации вещных прав).

В вопрос размежевания функций по координации соответствующей базы между Госземагентством и Минюстом решило вмешаться профильное в сфере ЖКХ ведомство. На днях замминистра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Александр Билянский заявил о намерениях контролировать выполнение нормативных актов бюро технической инвентаризации (БТИ) в регионах Украины. Тогда как эксперты уверены, что большое количество органов, вторгающихся в функционирование системы регистрации, вызовет только путаницу.

Напомним, что в соответствии с Законом от 01.07.2004 №1952-IV «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений», БТИ регистрируют права собственности на недвижимость до создания единой системы органов регистрации. Однако несмотря на то, что на такие местные органы регистрации прав, согласно Закону, возлагается обязанность обеспечить внесение данных технической инвентаризации недвижимого имущества в Государственный реестр прав, факт ликвидации бюро вместе с созданием полноценной системы остается под вопросом.

На сегодняшний день бюро технической инвентаризации являются коммунальными предприятиями, которые подчиняются местным властям. При этом Министерство юстиции осуществляет нормативно-методологическое обеспечение деятельности БТИ, не управляя ими. Более того, в свое время попытки перевести БТИ в подчинение Минюста, что было связано прежде всего с внедрением централизованного реестра недвижимости, вызвали бурное недовольство со стороны должностных лиц бюро.

В свою очередь г-н Белинский предложил разделить указанные функции Минюста с Министерством ЖКХ. По словам замминистра, с созданием единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество система БТИ, подчиненных органам местного самоуправления, должна продолжить свое существование.

«То, что в будущей системе регистрации прав БТИ могут быть сохранены, не вызывает никаких сомнений, - отметил газете «СЕЙЧАС» Артем Вихор, начальник отдела аналитического обеспечения и информационной поддержки госрегистраторов прав Центра государственного земельного кадастра при Госземагентстве. - При этом они подчинены местным властям, как уже традиционно сложилось». Вместе с тем, по словам г-на Вихора, бюро не должны регистрировать права собственности, а заниматься только техническими вопросами (ведение технической документации, разработка планов-схем и пр.) «Это приличный массив работы, который могли бы охватить БТИ. Содержание же самого Реестра находится исключительно в ведении Госземагентства», - уверен специалист.

Минюст администрирует только Реестр недвижимого имущества (дома и сооружения). Регистрацией же прав на землю занимается Госземагентство

К слову, ключевая роль центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов в этом процессе имеет под собой достаточно весомые законодательные основания. Так, согласно Закону о госрегистрации вещных прав, именно Госземагентство значится держателем соответствующего Реестра, администрировать же его призван центр госземкадастра, созданный при агентстве.

«Ключевым вопросом в создании единой электронной базы регистрации прав на недвижимое имущество является распределение полномочий по ее ведению между агентством и Министерством юстиции, - рассказал газете «СЕЙЧАС» Генрих Людкевич, директор агентства недвижимости «Риелторский дом». - Пока здесь не будет принято четкого решения – о формировании прозрачной системы не может быть и речи. Поэтому необходимо взвесить все плюсы и минусы и провести соответствующие реформы». Однако если логично было бы, говорит г-н Людкевич, чтобы указанные функции были сосредоточены в руках Госземагентства, то представители жилищно-коммунального ведомства абсолютное предпочтение отдают Министерству юстиции.

«Минюст уже давно хочет возложить все функции на себя. Хотя даже нормативно-методологическое обеспечение по закону должно осуществлять Госземагентство», - убежден г-н Вихор. По его словам, на данный момент юридической стороной регистрации имущественных прав занимается Минюст. Однако ГП «Информцентр», созданное при Министерстве, администрирует только Реестр недвижимого имущества (дома и сооружения). Регистрацией же прав на землю занимается исключительно Госземагентство.

Стоит отметить, что такая ситуация около четырех лет назад возникла вследствие того, что бывший Госкомзем оказался не совсем готовым к тому, чтобы выступить единым органом, уполномоченным регистрировать земельные участки, недвижимое имущество и права на них в составе государственного земельного кадастра, как это предписывалось Указом Президента от 17.02.2003 №134/2003. Именно такая система государственной регистрации прав на недвижимость существовала в Украине на момент принятия Закона №1952-IV.

«Этот Закон предполагает совмещение Реестра земель, который сейчас ведется Госземагентством, и Реестра недвижимого имущества, который ведется Министерством юстиции. Последнее же третий год блокирует все нормативные акты, разрабатываемые агентством для внедрения новой системы, попросту отказываясь их регистрировать», - пояснили в Государственном агентстве по земельным ресурсам.

Примечательно, что неразбериха между двумя госорганами тянется еще с 2004 года. И несмотря на то что введение единой системы госрегистрации прав на недвижимость было предусмотрено Соглашением со Всемирным банком в качестве условия для получения кредитного финансирования, на данный момент этот вопрос все еще остается открытым. Причем эксперты уверены, что тема с регистрацией прав на недвижимость будет «висеть» еще не один год. «Ситуация усложняется еще и тем, что Госземагентство и Минюст возглавляют представители разных политических сил, - считает Артем Вихор. - И даже в будущей коалиции, похоже, в этом вопросе не будет достигнуто согласие. Ведь, судя по всему, агентство передадут БЮТ, тогда как главенство в Минюсте останется за «Нашей Украиной».

ГЛАВНОЕ


Учитывая и без того неоднозначную ситуацию с введением в Украине единой базы регистрации прав на недвижимое имущество, вмешательство в этот процесс Министерства ЖКХ, по словам специалистов, лишь все усложнит. Очевидным остается только тот факт, что бюро технической инвентаризации, скорее всего, продолжат свое существование и после полноценного формирования системы местных органов регистрации прав собственности на недвижимость. Однако их функция может свестись к курированию сугубо технической стороны регистрации. Непосредственным же ведением Реестра должно заняться Госземагентство, как того требует закон. При этом следует отметить, что БТИ, согласно приказу Минюста от 07.02.2002 №7/5, являются предприятиями коммунальной формы собственности. И в этом вопросе функционирование в административно-территориальной единице нескольких бюро, одно из которых почему-то находится в частных руках, абсолютно незаконно (см. также п. 5 Заключительных положений Закона о госрегистрации вещных прав).


Комментариев: 0    Просмотров: 368

Оставить коментарий:

Ваше имя:
Комментарий:

kcaptcha обновить картинку


Код введен неверно

 
Повторите ввод комментария (нецензурная лексика запрещена).


Подписка на рассылку

Выберите рассылки:

Новости, статьи, обзоры
Объекты недвижимости

Введите корректный e-mail

Следите за нами

facebook twitter vkontakte google plus