Недвижимость в Киеве и Украине - KANZAS.UA
arrow arrow arrow Хватит ли 0,5% ВВП ежегодно для обеспечения украинцев социальным жильем

Хватит ли 0,5% ВВП ежегодно для обеспечения украинцев социальным жильем

Через несколько лет в Украине должно появиться доступное жилье. С таким посылом обратился Виктор Ющенко к правительству, издав Указ от 08.11.2007 №1077/2007. Придав наконец давней и наболевшей проблеме общегосударственное значение, Президент предписал Кабмину, начиная с 2009 года, закладывать в Госбюджете 0,5% ВВП на обеспечение граждан жильем. В то же время, по мнению экспертов, указанные суммы вряд ли смогут решить жилищный вопрос в крупных городах, а предложенная Указом схема участия государства в финансировании строительства доступного жилья усугубит коррупционную составляющую на рынке недвижимости.

Отметим, что новый документ предусматривает предоставление помощи гражданам для осуществления первого взноса на строительство доступного жилья. При этом застройщикам, задействованным в строительстве социального жилья, предполагается выделять на бесплатном основании земельные участки, освобождать их от уплаты взносов на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов, а также помогать им наращивать производственные мощности, в том числе обеспечивая необходимыми стройматериалами.

По мнению Артема Новикова, инвестиционного консультанта, партнера консалтинговой компании «Диалог-Классик», инициатива Президента относительно строительства доступного жилья абсолютно закономерна, ведь «на сегодняшний день динамика цен на жилую недвижимость свидетельствует о том, что большинству граждан, особенно малоимущим, улучшить свои жилищные условия в ближайшие годы не удастся. По своей сути данный Указ является прямой директивой для органов исполнительной власти о начале процедуры внедрения коренных преобразований в сфере массового жилищного строительства. Очерчивая нарастающую социальную проблему обеспеченности жильем рядового населения, в документе указывается и ряд путей ее решения (требующих дальнейшей проработки для создания конкретных механизмов)», - рассказал газете «СЕЙЧАС» г-н Новиков. По словам эксперта, в Указе затронута очень важная для многих застройщиков тема – процедура отвода участков под жилищное строительство. «Речь, скорее всего, пойдет не только об упрощении процедуры землеотвода под проекты строительства доступного жилья, но и о возможном создании единого реестра земель, пригодных для данного вида строительства. При этом все процедуры должны быть урегулированы в рамках действующего правового поля», - рассказал газете «СЕЙЧАС» г-н Новиков.

«Предоставление отдельным застройщикам участков на бесплатной основе – это уже почва для злоупотреблений, - выразил в комментарии «СЕЙЧАС» свою точку зрения Александр Бондаренко, президент Ассоциации специалистов по недвижимости (риелторов) Украины (АСНУ). – Кроме того, средства, которые намерено выделять государство на финансирование доступного жилья, способны решить данную проблему только в небольших городах, райцентрах. Однако в городах-миллионниках цены на недвижимость настолько высоки, что предполагаемых сумм будет явно недостаточно».

Застройщикам заниматься проектами социального жилья либо должно быть выгодно с экономической точки зрения, либо они должны иметь гарантии стабильности работы в этом направлении

Солидарна с ним и Ольга Мегеда, эксперт Института экономических исследований и политических консультаций: «0,5% ВВП – не проблема для Госбюджета, но кардинально изменить ситуацию с жильем эти средства не смогут». При этом она также обратила внимание на то, что строительные компании, безусловно, будут пользоваться указанными привилегиями, продавая предоставленную им под строительство жилья для малоимущих землю. Поэтому такой вариант прямого финансирования застройщиков несколько непрозрачный, считают эксперты. «Сама проблема труднодоступности жилья сегодня заключается в том, что объемы строительства у нас небольшие. Статистика говорит о том, что на данный момент по строительству жилья мы не достигли даже уровня 1990 года. Усугубляет ситуацию и переход на европейские стандарты строительства, когда появляются квартиры в небольшом количестве, но с огромной площадью. С увеличением предложения, очевидно, жилье должно стать более дешевым и доступным для населения», - рассказала г-жа Мегеда газете «СЕЙЧАС».

Основной же в этом ключе остается проблема земли. «До тех пор, пока земля будет выделяться по непрозрачным схемам, которые мы наблюдаем сегодня в Киеве и в других городах, объемы строительства не увеличатся, а значит, недвижимость будет дорогой», – убежден г-н Бондаренко. – Что касается тех людей, которые не в состоянии даже по сниженной цене купить жилье, то для них необходимо предусмотреть социальное жилье. Однако на это тоже нужны деньги, которые можно получить от продажи земли. Таким образом, круг замыкается».

По словам Артема Новикова, для эффективной реализации президентского Указа необходимо определить само понятие доступного жилья с четкими его характеристиками, а также на законодательном уровне закрепить, какие категории лиц могут получать такое жилье, на каких условиях, и какой орган это будет контролировать. «Ведь, учитывая, что стоимость доступного жилья, например для г. Киева, может составить порядка $1400-1800 (при нынешних $2200-2500 («первичка»), $2500-3000 («вторичка»)), очевидно, многие будут заинтересованы в том, чтобы получить дополнительную прибыль, перепродав полученную на льготных условиях недвижимость. Так что почва для злоупотреблений здесь присутствует», - указал г-н Новиков. Именно поэтому особое значение имеет закрепление ограничений на операции по последующей аренде или передаче прав пользования на доступное жилье в любом виде третьим лицам, кроме близких родственников. «И, конечно же, следует запретить продажу такого жилья на протяжении последующих пяти-семи лет от момента начала пользования», - заключил г-н Новиков.

Если обратить внимание на зарубежную практику, то там чаще применяется несколько иная схема, когда жилье предоставляется только на условиях аренды и только для наименее социально-защищенных категорий граждан. Однако в случае улучшения социального статуса арендатора такого жилья, оно предоставляется другому, менее обеспеченному, что позволяет эффективно использовать ограниченные ресурсы фонда жилой недвижимости. «К примеру, не один к одному (по коэффициенту «один очередник - одна квартира»), а использовать такой квартирный фонд неоднократно», - пояснил эксперт.

По новому Указу Ющенко застройщики, задействованные в программе доступного жилья, освобождаются от уплаты взносов на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры соответствующего населенного пункта

Говоря об улучшении ситуации на рынке жилья, государству следует позаботиться и об условиях поощрения участников рынка, привлекаемых к реализации соответствующей программы. Как отмечают эксперты, на сегодняшний день мощности большинства строительных компаний практически полностью задействованы. Поэтому застройщикам заниматься проектами социального жилья либо должно быть выгодно с экономической точки зрения, либо они должны иметь гарантии долгосрочных подрядов в этом направлении, пускай даже при меньшем уровне рентабельности. В качестве варианта специалисты рассматривают возможность создания строительных компаний с привлечением участия в них государства. «При имеющихся возможностях государство в лице исполнительной власти вполне могло бы инициировать создание такой строительной компании, инвестировать в нее деньги, нанять квалифицированных топ-менеджеров, сформировать систему эффективного контроля за использованием средств. И это совсем неплохо. Тем более если такая компания, ко всему прочему, еще будет иметь конкуренцию со стороны частных застройщиков, которые также заинтересуются в участии в программе возведения социального жилья», - выразил свою точку зрения г-н Новиков.

В данном случае необходимо учитывать и тот момент, что по новому Указу Ющенко застройщики, задействованные в программе доступного жилья, освобождаются от уплаты взносов на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры соответствующего населенного пункта. А это, в свою очередь, тоже проблема. «Ведь не совсем понятно, на кого будет возложена данная финансовая нагрузка, - констатирует Артем Новиков. - Учитывая тот факт, что социальное жилье наверняка будет строиться не в центральной части города, а на окраине, в новых микрорайонах, соответствующую инфраструктуру там еще придется создавать. И не факт, что местный бюджет потянет эту ношу. Более того, неправильно будет, если такие затраты перераспределят за счет других застройщиков. Поэтому задача правительства как раз в том, чтобы предусмотреть механизм решения данного вопроса. Возможно, подспорьем здесь мог бы выступить Госбюджет».

ГЛАВНОЕ


Несмотря на то что новый президентский Указ не предусматривает четких механизмов реализации проектов строительства доступного жилья, внимание главы государства к данной проблеме нельзя не приветствовать. Хотя самые главные вопросы, как-то критерии и требования к доступному жилью, механизмы определения его стоимости, ориентировочная площадь, категории граждан, имеющих на него право, должен обозначить законопроект, который Кабмину предписано внести на рассмотрение парламента уже в течение ближайших шести месяцев. Однако даже исходя из положений Указа можно сделать вывод о возможных злоупотреблениях на рынке недвижимости как со стороны застройщиков, привлеченных к сооружению объектов доступного жилья, так и со стороны его собственников, которые могут перепродавать доставшиеся им на льготных условиях квартиры по обычной цене. Кроме того, проблема заключается еще и в том, что предполагаемых ежегодных 0,5% ВВП может не хватить для того, чтобы обеспечить доступным жильем жителей крупных городов. Выравнивание цен на жилье соотносительно с его качеством эксперты связывают с решением земельного вопроса. Прозрачные схемы реализации участков (через аукционы) позволят резко увеличить количество возведенного жилья, что повлечет за собой и снижение цены.

Через несколько лет в Украине должно появиться доступное жилье. С таким посылом обратился Виктор Ющенко к правительству, издав Указ от 08.11.2007 №1077/2007. Придав наконец давней и наболевшей проблеме общегосударственное значение, Президент предписал Кабмину, начиная с 2009 года, закладывать в Госбюджете 0,5% ВВП на обеспечение граждан жильем. В то же время, по мнению экспертов, указанные суммы вряд ли смогут решить жилищный вопрос в крупных городах, а предложенная Указом схема участия государства в финансировании строительства доступного жилья усугубит коррупционную составляющую на рынке недвижимости.

Отметим, что новый документ предусматривает предоставление помощи гражданам для осуществления первого взноса на строительство доступного жилья. При этом застройщикам, задействованным в строительстве социального жилья, предполагается выделять на бесплатном основании земельные участки, освобождать их от уплаты взносов на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов, а также помогать им наращивать производственные мощности, в том числе обеспечивая необходимыми стройматериалами.

По мнению Артема Новикова, инвестиционного консультанта, партнера консалтинговой компании «Диалог-Классик», инициатива Президента относительно строительства доступного жилья абсолютно закономерна, ведь «на сегодняшний день динамика цен на жилую недвижимость свидетельствует о том, что большинству граждан, особенно малоимущим, улучшить свои жилищные условия в ближайшие годы не удастся. По своей сути данный Указ является прямой директивой для органов исполнительной власти о начале процедуры внедрения коренных преобразований в сфере массового жилищного строительства. Очерчивая нарастающую социальную проблему обеспеченности жильем рядового населения, в документе указывается и ряд путей ее решения (требующих дальнейшей проработки для создания конкретных механизмов)», - рассказал газете «СЕЙЧАС» г-н Новиков. По словам эксперта, в Указе затронута очень важная для многих застройщиков тема – процедура отвода участков под жилищное строительство. «Речь, скорее всего, пойдет не только об упрощении процедуры землеотвода под проекты строительства доступного жилья, но и о возможном создании единого реестра земель, пригодных для данного вида строительства. При этом все процедуры должны быть урегулированы в рамках действующего правового поля», - рассказал газете «СЕЙЧАС» г-н Новиков.

«Предоставление отдельным застройщикам участков на бесплатной основе – это уже почва для злоупотреблений, - выразил в комментарии «СЕЙЧАС» свою точку зрения Александр Бондаренко, президент Ассоциации специалистов по недвижимости (риелторов) Украины (АСНУ). – Кроме того, средства, которые намерено выделять государство на финансирование доступного жилья, способны решить данную проблему только в небольших городах, райцентрах. Однако в городах-миллионниках цены на недвижимость настолько высоки, что предполагаемых сумм будет явно недостаточно».

Застройщикам заниматься проектами социального жилья либо должно быть выгодно с экономической точки зрения, либо они должны иметь гарантии стабильности работы в этом направлении

Солидарна с ним и Ольга Мегеда, эксперт Института экономических исследований и политических консультаций: «0,5% ВВП – не проблема для Госбюджета, но кардинально изменить ситуацию с жильем эти средства не смогут». При этом она также обратила внимание на то, что строительные компании, безусловно, будут пользоваться указанными привилегиями, продавая предоставленную им под строительство жилья для малоимущих землю. Поэтому такой вариант прямого финансирования застройщиков несколько непрозрачный, считают эксперты. «Сама проблема труднодоступности жилья сегодня заключается в том, что объемы строительства у нас небольшие. Статистика говорит о том, что на данный момент по строительству жилья мы не достигли даже уровня 1990 года. Усугубляет ситуацию и переход на европейские стандарты строительства, когда появляются квартиры в небольшом количестве, но с огромной площадью. С увеличением предложения, очевидно, жилье должно стать более дешевым и доступным для населения», - рассказала г-жа Мегеда газете «СЕЙЧАС».

Основной же в этом ключе остается проблема земли. «До тех пор, пока земля будет выделяться по непрозрачным схемам, которые мы наблюдаем сегодня в Киеве и в других городах, объемы строительства не увеличатся, а значит, недвижимость будет дорогой», – убежден г-н Бондаренко. – Что касается тех людей, которые не в состоянии даже по сниженной цене купить жилье, то для них необходимо предусмотреть социальное жилье. Однако на это тоже нужны деньги, которые можно получить от продажи земли. Таким образом, круг замыкается».

По словам Артема Новикова, для эффективной реализации президентского Указа необходимо определить само понятие доступного жилья с четкими его характеристиками, а также на законодательном уровне закрепить, какие категории лиц могут получать такое жилье, на каких условиях, и какой орган это будет контролировать. «Ведь, учитывая, что стоимость доступного жилья, например для г. Киева, может составить порядка $1400-1800 (при нынешних $2200-2500 («первичка»), $2500-3000 («вторичка»)), очевидно, многие будут заинтересованы в том, чтобы получить дополнительную прибыль, перепродав полученную на льготных условиях недвижимость. Так что почва для злоупотреблений здесь присутствует», - указал г-н Новиков. Именно поэтому особое значение имеет закрепление ограничений на операции по последующей аренде или передаче прав пользования на доступное жилье в любом виде третьим лицам, кроме близких родственников. «И, конечно же, следует запретить продажу такого жилья на протяжении последующих пяти-семи лет от момента начала пользования», - заключил г-н Новиков.

Если обратить внимание на зарубежную практику, то там чаще применяется несколько иная схема, когда жилье предоставляется только на условиях аренды и только для наименее социально-защищенных категорий граждан. Однако в случае улучшения социального статуса арендатора такого жилья, оно предоставляется другому, менее обеспеченному, что позволяет эффективно использовать ограниченные ресурсы фонда жилой недвижимости. «К примеру, не один к одному (по коэффициенту «один очередник - одна квартира»), а использовать такой квартирный фонд неоднократно», - пояснил эксперт.

По новому Указу Ющенко застройщики, задействованные в программе доступного жилья, освобождаются от уплаты взносов на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры соответствующего населенного пункта

Говоря об улучшении ситуации на рынке жилья, государству следует позаботиться и об условиях поощрения участников рынка, привлекаемых к реализации соответствующей программы. Как отмечают эксперты, на сегодняшний день мощности большинства строительных компаний практически полностью задействованы. Поэтому застройщикам заниматься проектами социального жилья либо должно быть выгодно с экономической точки зрения, либо они должны иметь гарантии долгосрочных подрядов в этом направлении, пускай даже при меньшем уровне рентабельности. В качестве варианта специалисты рассматривают возможность создания строительных компаний с привлечением участия в них государства. «При имеющихся возможностях государство в лице исполнительной власти вполне могло бы инициировать создание такой строительной компании, инвестировать в нее деньги, нанять квалифицированных топ-менеджеров, сформировать систему эффективного контроля за использованием средств. И это совсем неплохо. Тем более если такая компания, ко всему прочему, еще будет иметь конкуренцию со стороны частных застройщиков, которые также заинтересуются в участии в программе возведения социального жилья», - выразил свою точку зрения г-н Новиков.

В данном случае необходимо учитывать и тот момент, что по новому Указу Ющенко застройщики, задействованные в программе доступного жилья, освобождаются от уплаты взносов на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры соответствующего населенного пункта. А это, в свою очередь, тоже проблема. «Ведь не совсем понятно, на кого будет возложена данная финансовая нагрузка, - констатирует Артем Новиков. - Учитывая тот факт, что социальное жилье наверняка будет строиться не в центральной части города, а на окраине, в новых микрорайонах, соответствующую инфраструктуру там еще придется создавать. И не факт, что местный бюджет потянет эту ношу. Более того, неправильно будет, если такие затраты перераспределят за счет других застройщиков. Поэтому задача правительства как раз в том, чтобы предусмотреть механизм решения данного вопроса. Возможно, подспорьем здесь мог бы выступить Госбюджет».

ГЛАВНОЕ


Несмотря на то что новый президентский Указ не предусматривает четких механизмов реализации проектов строительства доступного жилья, внимание главы государства к данной проблеме нельзя не приветствовать. Хотя самые главные вопросы, как-то критерии и требования к доступному жилью, механизмы определения его стоимости, ориентировочная площадь, категории граждан, имеющих на него право, должен обозначить законопроект, который Кабмину предписано внести на рассмотрение парламента уже в течение ближайших шести месяцев. Однако даже исходя из положений Указа можно сделать вывод о возможных злоупотреблениях на рынке недвижимости как со стороны застройщиков, привлеченных к сооружению объектов доступного жилья, так и со стороны его собственников, которые могут перепродавать доставшиеся им на льготных условиях квартиры по обычной цене. Кроме того, проблема заключается еще и в том, что предполагаемых ежегодных 0,5% ВВП может не хватить для того, чтобы обеспечить доступным жильем жителей крупных городов. Выравнивание цен на жилье соотносительно с его качеством эксперты связывают с решением земельного вопроса. Прозрачные схемы реализации участков (через аукционы) позволят резко увеличить количество возведенного жилья, что повлечет за собой и снижение цены.

Через несколько лет в Украине должно появиться доступное жилье. С таким посылом обратился Виктор Ющенко к правительству, издав Указ от 08.11.2007 №1077/2007. Придав наконец давней и наболевшей проблеме общегосударственное значение, Президент предписал Кабмину, начиная с 2009 года, закладывать в Госбюджете 0,5% ВВП на обеспечение граждан жильем. В то же время, по мнению экспертов, указанные суммы вряд ли смогут решить жилищный вопрос в крупных городах, а предложенная Указом схема участия государства в финансировании строительства доступного жилья усугубит коррупционную составляющую на рынке недвижимости.

Отметим, что новый документ предусматривает предоставление помощи гражданам для осуществления первого взноса на строительство доступного жилья. При этом застройщикам, задействованным в строительстве социального жилья, предполагается выделять на бесплатном основании земельные участки, освобождать их от уплаты взносов на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенных пунктов, а также помогать им наращивать производственные мощности, в том числе обеспечивая необходимыми стройматериалами.

По мнению Артема Новикова, инвестиционного консультанта, партнера консалтинговой компании «Диалог-Классик», инициатива Президента относительно строительства доступного жилья абсолютно закономерна, ведь «на сегодняшний день динамика цен на жилую недвижимость свидетельствует о том, что большинству граждан, особенно малоимущим, улучшить свои жилищные условия в ближайшие годы не удастся. По своей сути данный Указ является прямой директивой для органов исполнительной власти о начале процедуры внедрения коренных преобразований в сфере массового жилищного строительства. Очерчивая нарастающую социальную проблему обеспеченности жильем рядового населения, в документе указывается и ряд путей ее решения (требующих дальнейшей проработки для создания конкретных механизмов)», - рассказал газете «СЕЙЧАС» г-н Новиков. По словам эксперта, в Указе затронута очень важная для многих застройщиков тема – процедура отвода участков под жилищное строительство. «Речь, скорее всего, пойдет не только об упрощении процедуры землеотвода под проекты строительства доступного жилья, но и о возможном создании единого реестра земель, пригодных для данного вида строительства. При этом все процедуры должны быть урегулированы в рамках действующего правового поля», - рассказал газете «СЕЙЧАС» г-н Новиков.

«Предоставление отдельным застройщикам участков на бесплатной основе – это уже почва для злоупотреблений, - выразил в комментарии «СЕЙЧАС» свою точку зрения Александр Бондаренко, президент Ассоциации специалистов по недвижимости (риелторов) Украины (АСНУ). – Кроме того, средства, которые намерено выделять государство на финансирование доступного жилья, способны решить данную проблему только в небольших городах, райцентрах. Однако в городах-миллионниках цены на недвижимость настолько высоки, что предполагаемых сумм будет явно недостаточно».

Застройщикам заниматься проектами социального жилья либо должно быть выгодно с экономической точки зрения, либо они должны иметь гарантии стабильности работы в этом направлении

Солидарна с ним и Ольга Мегеда, эксперт Института экономических исследований и политических консультаций: «0,5% ВВП – не проблема для Госбюджета, но кардинально изменить ситуацию с жильем эти средства не смогут». При этом она также обратила внимание на то, что строительные компании, безусловно, будут пользоваться указанными привилегиями, продавая предоставленную им под строительство жилья для малоимущих землю. Поэтому такой вариант прямого финансирования застройщиков несколько непрозрачный, считают эксперты. «Сама проблема труднодоступности жилья сегодня заключается в том, что объемы строительства у нас небольшие. Статистика говорит о том, что на данный момент по строительству жилья мы не достигли даже уровня 1990 года. Усугубляет ситуацию и переход на европейские стандарты строительства, когда появляются квартиры в небольшом количестве, но с огромной площадью. С увеличением предложения, очевидно, жилье должно стать более дешевым и доступным для населения», - рассказала г-жа Мегеда газете «СЕЙЧАС».

Основной же в этом ключе остается проблема земли. «До тех пор, пока земля будет выделяться по непрозрачным схемам, которые мы наблюдаем сегодня в Киеве и в других городах, объемы строительства не увеличатся, а значит, недвижимость будет дорогой», – убежден г-н Бондаренко. – Что касается тех людей, которые не в состоянии даже по сниженной цене купить жилье, то для них необходимо предусмотреть социальное жилье. Однако на это тоже нужны деньги, которые можно получить от продажи земли. Таким образом, круг замыкается».

По словам Артема Новикова, для эффективной реализации президентского Указа необходимо определить само понятие доступного жилья с четкими его характеристиками, а также на законодательном уровне закрепить, какие категории лиц могут получать такое жилье, на каких условиях, и какой орган это будет контролировать. «Ведь, учитывая, что стоимость доступного жилья, например для г. Киева, может составить порядка $1400-1800 (при нынешних $2200-2500 («первичка»), $2500-3000 («вторичка»)), очевидно, многие будут заинтересованы в том, чтобы получить дополнительную прибыль, перепродав полученную на льготных условиях недвижимость. Так что почва для злоупотреблений здесь присутствует», - указал г-н Новиков. Именно поэтому особое значение имеет закрепление ограничений на операции по последующей аренде или передаче прав пользования на доступное жилье в любом виде третьим лицам, кроме близких родственников. «И, конечно же, следует запретить продажу такого жилья на протяжении последующих пяти-семи лет от момента начала пользования», - заключил г-н Новиков.

Если обратить внимание на зарубежную практику, то там чаще применяется несколько иная схема, когда жилье предоставляется только на условиях аренды и только для наименее социально-защищенных категорий граждан. Однако в случае улучшения социального статуса арендатора такого жилья, оно предоставляется другому, менее обеспеченному, что позволяет эффективно использовать ограниченные ресурсы фонда жилой недвижимости. «К примеру, не один к одному (по коэффициенту «один очередник - одна квартира»), а использовать такой квартирный фонд неоднократно», - пояснил эксперт.

По новому Указу Ющенко застройщики, задействованные в программе доступного жилья, освобождаются от уплаты взносов на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры соответствующего населенного пункта

Говоря об улучшении ситуации на рынке жилья, государству следует позаботиться и об условиях поощрения участников рынка, привлекаемых к реализации соответствующей программы. Как отмечают эксперты, на сегодняшний день мощности большинства строительных компаний практически полностью задействованы. Поэтому застройщикам заниматься проектами социального жилья либо должно быть выгодно с экономической точки зрения, либо они должны иметь гарантии долгосрочных подрядов в этом направлении, пускай даже при меньшем уровне рентабельности. В качестве варианта специалисты рассматривают возможность создания строительных компаний с привлечением участия в них государства. «При имеющихся возможностях государство в лице исполнительной власти вполне могло бы инициировать создание такой строительной компании, инвестировать в нее деньги, нанять квалифицированных топ-менеджеров, сформировать систему эффективного контроля за использованием средств. И это совсем неплохо. Тем более если такая компания, ко всему прочему, еще будет иметь конкуренцию со стороны частных застройщиков, которые также заинтересуются в участии в программе возведения социального жилья», - выразил свою точку зрения г-н Новиков.

В данном случае необходимо учитывать и тот момент, что по новому Указу Ющенко застройщики, задействованные в программе доступного жилья, освобождаются от уплаты взносов на развитие инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры соответствующего населенного пункта. А это, в свою очередь, тоже проблема. «Ведь не совсем понятно, на кого будет возложена данная финансовая нагрузка, - констатирует Артем Новиков. - Учитывая тот факт, что социальное жилье наверняка будет строиться не в центральной части города, а на окраине, в новых микрорайонах, соответствующую инфраструктуру там еще придется создавать. И не факт, что местный бюджет потянет эту ношу. Более того, неправильно будет, если такие затраты перераспределят за счет других застройщиков. Поэтому задача правительства как раз в том, чтобы предусмотреть механизм решения данного вопроса. Возможно, подспорьем здесь мог бы выступить Госбюджет».

ГЛАВНОЕ


Несмотря на то что новый президентский Указ не предусматривает четких механизмов реализации проектов строительства доступного жилья, внимание главы государства к данной проблеме нельзя не приветствовать. Хотя самые главные вопросы, как-то критерии и требования к доступному жилью, механизмы определения его стоимости, ориентировочная площадь, категории граждан, имеющих на него право, должен обозначить законопроект, который Кабмину предписано внести на рассмотрение парламента уже в течение ближайших шести месяцев. Однако даже исходя из положений Указа можно сделать вывод о возможных злоупотреблениях на рынке недвижимости как со стороны застройщиков, привлеченных к сооружению объектов доступного жилья, так и со стороны его собственников, которые могут перепродавать доставшиеся им на льготных условиях квартиры по обычной цене. Кроме того, проблема заключается еще и в том, что предполагаемых ежегодных 0,5% ВВП может не хватить для того, чтобы обеспечить доступным жильем жителей крупных городов. Выравнивание цен на жилье соотносительно с его качеством эксперты связывают с решением земельного вопроса. Прозрачные схемы реализации участков (через аукционы) позволят резко увеличить количество возведенного жилья, что повлечет за собой и снижение цены.


Комментариев: 0    Просмотров: 269

Оставить коментарий:

Ваше имя:
Комментарий:

kcaptcha обновить картинку


Код введен неверно

 
Повторите ввод комментария (нецензурная лексика запрещена).


Новостройки в Украине

+ Добавить новостройку
Министерский

Жилой комплекс "Министерский"

Адрес: Киев, Кондратюка, 1.

Класс: Бизнес

Готовность: действующий

Площадь квартир: от 42 м2 до 205 м2

Цена: от 702 $/м2

Сайт: http://www.ministersky.ua

Престиж Холл

Жилой комплекс "Престиж Холл"

Адрес: Киев, Анри Барбюса, 37/1.

Класс: Премиум

Готовность: строящийся

Площадь квартир: от 53 м2 до 270 м2

Сайт: http://www.prestigehall.com.ua

Арт Холл

Жилой комплекс "Арт Холл"

Адрес: Киев, Воровского, 21.

Класс: Де-люкс

Готовность: действующий

Площадь квартир: от 91 м2 до 353 м2

Сайт: http://www.arthall.ua